|
Ольга Шишанова В столице снова зафиксировали массовые отравления. Сейчас обвинения предъявили одной из кондитерских компаний Happy Cake, несвежими тортами которой, по данным ДООЗ, отравились 13 человек, попавших после этого в инфекционную больницу
Выяснилось, что, согласно данным ДООЗ (Департамент охраны общественного здоровья), по результатам лабораторных исследований в кондитерском цехе Happy Cake обнаружили бактерии группы кишечной палочки в используемом производственном инвентаре, а также стафилококк у трех работников, в том числе у двух кондитеров. Кроме того, на момент проверки, после поступивших жалоб, там же нашли куриные яйца без маркировочного ярлыка, даты выработки и срока хранения. В департаменте заявили, что “состав и набор производственных помещений не соответствует требованиям санитарных правил, не предусмотрена кладовая суточного хранения сырья с холодильным оборудованием, а в наличии имеется одна холодильная камера, где хранятся вместе и готовая продукция, и сырье”, что недопустимо. Результат не заставил себя ждать, став причиной отравления 10 взрослых и троих детей... И такие случаи не единичны, напротив, они участились с тех пор, как на проверку субъектов малого и среднего бизнеса несколько лет назад объявили мораторий. Более того, по словам управляющего директора НПП РК “Атамекен” Ербола Устемирова, “только в 2017 году “Атамекен” совместно с заинтересованными ассоциациями и экспертами провел ревизию проверочных листов контролирующих госорганов. Итогом этой работы стало сокращение требований в отношении предпринимателей на 58 процентов, в том числе в сфере санитарно-эпидемиологического направления - в 41 проверочном листе сокращено на 85 процентов(!).
И еще немаловажный факт - если до ревизии Нацпалаты органы СЭС в ходе проверок могли предъявлять предпринимателям более 11 тысяч требований, то сейчас их количество сократили до 1700. Результат снова не замедлил сказаться - в прошлом году почти 200 человек в Шымкенте отравились некачественным мороженым, однако все уперлось в невозможность предъявить серьезные требования ввиду того, что и оборудование, и сырье уничтожили. Хуже всего, по словам заместителя руководителя областного департамента охраны общественного здоровья Жумагали Медетова, что “торговля вообще не проверяется из-за поддержки МСБ, даже рынки не подлежат проверке(!). Плановым проверкам подлежит только общепит, где более 50 посадочных мест, и общепит в закрытых учреждениях один раз в год, и то мы предупреждаем их за месяц”. За настоящую безалаберность властей, допустивших столь нелепые правила и надеющихся на повальную честность предпринимателей, исключающих вообще какой-либо человеческий фактор из произошедших вопиющих случаев нарушений, казахстанцы расплачиваются своим здоровьем. Кстати, основной претензией к Happy Cake со стороны департамента охраны общественного здоровья города Нур-Султана стало как раз отсутствие у компании санитарно-эпидемиологического заключения объекта, осуществляющего производство кондитерских изделий. Потому что для таких объектов необходимо наличие не менее 14 помещений. Тогда как компания Happy Cake лишь уведомила ДООЗ о начале деятельности как объекта общественного питания, и на этом все закончилось. Поэтому, наверное, ситуация, сложившаяся вокруг Happy Cake, должна стать еще одним поводом для пересмотра действующих санитарно-эпидемиологических требований. Не случайно в ответ на случившееся НПП “Атамекен” предложила бизнесменам, работающим в сфере общественного питания и производства пищевой продукции, совместно пересмотреть и выработать предложения по изменению санитарных правил. “Жизнь не стоит на месте, рано или поздно возникает необходимость пересматривать и переписывать любые правила с учетом нынешней ситуации. Не думаю, что компании умышленно хотят выпускать небезопасную для людей продукцию, предприниматель заинтересован, чтобы его продукцию покупали - и не раз, поэтому хочет выпускать безопасный и качественный товар. Корректировка правил должна проходить с учетом мнения всех сторон - бизнеса, государства и потребителей”, - подчеркнул управляющий директор. А тем временем казахстанцам необходимо стать более бдительными к продукции, которую предлагают им новоявленные бизнесмены, совсем, как оказалось, не задумывающиеся не только о здоровье нации, но даже о собственном добром имени.
С 11 апреля в Казахстане увеличены ставки штрафов за санитарное состояние объектов. К примеру, за нарушение, которое не закончилось отравлением потребителя, крупный бизнес заплатит четыре миллиона тенге. А за попадание клиента в инфекционную больницу штраф только государству составит пять миллионов. И это не учитывая гражданский иск отравившегося. Национальная палата предпринимателей “Атамекен”, которая неожиданно согласовала эти поправки, теперь возмущается тем, что представители СЭС будут “доить” предпринимателей. А о чем они думали раньше, когда по стране волнами прокатывались случаи массовых отравлений потребителей некачественными продуктами, производимыми недобросовестными бизнесменами общепита? У которых невозможно было даже проверить сроки годности продуктов, не говоря о том, когда и из чего произвели торты, салаты, продукты и полуфабрикаты, из-за употребления которых казахстанцам приходилось не только раскошеливаться на круглые суммы на лечение, но и впоследствии рисковать собственным здоровьем. Потому что ни одно отравление, в котором оказываются “замешаны” стафилококк, ботулизм, нарушающие пищеварение и переходящие в хронические кишечные инфекции, которые потом могут стать и становятся причиной развития гипертонии, диабета, артрита и почечной недостаточности, не проходит бесследно. Более того, человек, один раз отравившийся, может остаться на всю жизнь инвалидом. И все из-за того, что для кого-то жажда наживы оказалась важнее всего. Может, в таком случае стоит еще раз пересмотреть законодательство в отношении недобросовестных дельцов, которые понимают, что огромные штрафы запросто могут получить, если будут числиться средним или крупным бизнесом. И потому всеми правдами и неправдами записываются в бизнес малый - там и штрафы поменьше (согласно ст. 425 КоАП РК всего 40 МРП), и ответственности почти никакой. Тогда как субъекты крупного предпринимательства должны будут платить за подобные случаи штраф в размере 1600 МРП (1 МРП = 2525 тенге). В качестве примера напомним снова, как за отравление двух сотен человек представительнице малого бизнеса из Шымкента до сих пор ничего не могут предъявить. Несмотря на то, что многие потребители, полакомившись ее некачественным мороженым, попали в инфекционную больницу. Да и потом наверняка последствия ботулизма проявляли себя не день и не неделю. Поэтому, несмотря на новые поправки в законопроект, не помешало бы внести еще несколько. Например, которые бы, с одной стороны, в обязательном порядке все-таки выявляли и фиксировали ущерб, причиненный тому или иному потребителю, а не позволяли пускать дело на самотек, с другой - полностью компенсировали не только курс лечения, но и последствия, которые вызвало то или иное отравление некачественно произведенной и проданной продукцией. Глядишь, тогда и ответственности бы прибавилось у тех, кто сегодня стремится только “побольше урвать, да чтобы ему за это ничего не было”.
Нур-Султан |