|
Алла Иванилова Проблема невыполнения алиментных обязательств в Казахстане вышла из рамок внутрисемейной и стала государственной. Суммы “долгов детям” с каждым годом растут, как и списки должников. В этой связи сенаторы предлагают изменить подход к взысканию алиментов
Нынешние меры взыскания алиментов на практике малоэффективны. Об этом свидетельствует статистика. Так, в 2018 году из 248 087 документов судисполнители окончили лишь 25 процентов, за три месяца текущего года из 201 739 - только восемь процентов. Один родитель может быть должен нескольким детям. При этом количество детей, которые живут на алименты, госорганам точно неизвестно. А в официальной отчетности достоверно суммы задолженности даже по алиментам не отражают. С 2016 года алиментные дела исполняют как государственные, так и частные судебные исполнители. Но их львиная доля - 80-90 процентов - передана “частникам”, которые не заинтересованы в исполнении, поскольку нет оплаты за работу, проценты с таких социальных дел не получишь, поэтому им это невыгодно. С 2014 по 2018 год принят ряд нормативных актов, призванных создать эффективный механизм взыскания алиментов. В частности, разработали комплексную систему принудительного взыскания, расширены меры, принимаемые судисполнителями на основании нормативного постановления Верховного суда “Об ответственности за неисполнение судебных актов”. Благо современные средства поиска и идентификации личности по ИИН, сотовым данным в стране развиты.
Более того, в Казахстане воздействуют на неплательщиков алиментов различными ограничениями - запрет на выезд за пределы страны, лишение лицензий и патента, а также водительских прав. В последние годы у должников стали изымать автомобили. До тех пор, пока они не погасят долги перед детьми, машины находятся на штрафстоянке. Если же нерадивые родители игнорируют требования, то автомобили выставляют на аукцион, а с вырученной суммы оплачивают их долги по алиментам. Кроме того, в некоторых регионах неплательщиков лишают водительских прав до тех пор, пока они не выполнят свои родительские обязательства. Помимо этого они могут лишиться лицензий, например, на реализацию алкогольной продукции. Еще одна мера - на сайте комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК есть специальный сервис, где опубликованы фотографии должников по алиментам. Также там можно вбить данные интересующего человека, и в случае, если он есть в черном списке, откроется его фото. К слову, попав на эту “доску почета”, устроиться на новую работу будет куда сложнее, да и на старой можно существенно подпортить свою репутацию. Все эти меры дают определенный эффект, но проблема так и не решается. Сегодня алименты выплачивают ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти от заработка и/или иного дохода родителей, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины от заработной платы. Но зачастую горе-папаши и мамаши не афишируют истинный доход, предоставляя липовые справки, в которых указывают, что у них якобы минимальная заработная плата, а сегодня это 42 500 тенге. В этом случае, согласно законодательству, к уплате алиментов на одного ребенка идет 10 625 тенге, на двоих детей 14 167 тенге, а на троих и более детей 21 250 тенге. Таким образом, величина ответственности родителя за своих детей составляет в месяц менее одного минимального прожиточного минимума (26 915 тенге). Поскольку действующая система взыскания алиментов на содержание детей в долевом соотношении к заработку не способна в полном объеме обеспечить все необходимые потребности, сенатор и по совместительству уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Сауле Айтпаева просит изменить подход. С соответствующим депутатским запросом она обратилась недавно к премьер-министру страны. В частности, предлагает размер алиментов определить по специальной таблице, которая построена следующим образом: доходы родителей поделены на группы в соответствии с их размерами, а возраст детей - на четыре группы (ясельные, дошкольные, средних и старших классов). В соответствии с возрастом ребенка и размером дохода определяют максимальную сумму алиментов. Вместе с тем в этой таблице необходимо учесть категорию детей с особыми потребностями, где ставка к уплате будет выше ввиду расходов по здоровью. Однако учитывая, что должники сегодня не платят даже по минимуму, по максимуму и подавно не будут платить. Возможно, стоит расширить ограничительные меры - ввести табу на получение кредита в банке, справок в ЦОНах. По полной программе обложить неплательщиков алиментов. Но проблема в том, что не у всех безответственных родителей есть имущество, которое можно изъять для дальнейшей продажи, или водительские права. Более того, у некоторых нет работы. По статистике, только каждый четвертый должник имеет постоянный заработок, остальные платят алименты от случая к случаю. Депутаты предлагают, на их взгляд, действенный метод заставить недобросовестных родителей платить по долгам. В частности, внести изменения и дополнения в Закон “О занятости населения”. Если должник нигде не работает и по этой причине не может выполнять “родительские обязательства”, то судисполнители, которые сегодня не обладают правом принуждения должника трудоустроиться, должны выдать ему направление в центр занятости населения (их в Казахстане 203) для постановки на учет в качестве безработного или для поиска работы. Также предлагают сделать всю систему исполнения алиментных дел прозрачной, автоматизировав ее. Задумка такова, чтобы граждане имели возможность отслеживать работу судебного исполнителя по электронному документу в режиме онлайн посредством личного кабинета на Едином портале государственных услуг. “Порядок и сроки направления информации в Единую государственную информационную систему для отслеживания по ИИН и работу Банка данных исполнительных производств предлагаю выстроить таким образом, чтобы стороны в таком же режиме отслеживали запросы в кредитные организации (к примеру, в АО “KaspiBank”), межведомственные запросы в электронном виде постановления о наложении запрета на совершение регистрационных действий с объектами недвижимого имущества, в пенсионный фонд - запросы о том, сколько денежных средств, в каком месте и с какой периодичностью получает должник - физическое лицо”, - предложила сенатор. Что касается розыска должников и беглецов, то, по словам уполномоченного по правам ребенка в Казахстане Сауле Айтпаевой, есть практический опыт Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел, когда находили по купленным авиа/железнодорожным и автобилетам, сделкам по недвижимости. Этот опыт необходимо применять и по отношению к неплательщикам алиментов.
Нур-Султан |