|
Мадина Меирманова Всеобщее декларирование опять предлагают перенести. На этот раз на 2025 год. Как выясняется, к тотальному фискальному контролю над движением средств казахстанцев не готовы ни граждане, ни информационные системы
Всеобщее декларирование пытаются внедрить в стране уже с десяток лет. И все никак не получается у правительства наладить систему контроля над тем, сколько народ зарабатывает, но главное - сколько тратит. Первую попытку сделали в начале 2010-х. Предполагали, что за пару лет проведут подготовительную работу и с 2013 года возьмут всех под общий фискальный контроль. Второй “подход” планировали на 2017-й. И снова перенос - на 1 января 2020 года. А вот теперь третье по счету изменение даты запуска. Причина все та же, что и в прежние годы, - технические возможности фискального ведомства не готовы. Интересно, что постоянно меняется и формат будущего декларирования. Когда впервые заговорили о том, что “неплохо бы декларировать”, речь шла о тотальном контроле доходов и расходов (как, собственно, это и происходит, например, в США или странах ЕС). Но, видимо, по каким-то особым причинам у нас решили столь глубоко не копать, а ограничиться декларированием исключительно доходов и имущества.
Парламентарии не раз возмущались тем, что правительство желает контролировать не расходы, а исключительно доходы граждан. Мол, доходы у нас в большинстве случаев открытые. А вот насколько они открытые (ведь частенько работодатели, дабы избежать лишних трат с налогообложением, официально озвучивают заниженные суммы, доплачивая остальное в конвертах), можно понять, лишь проанализировав расходы казахстанцев. И, добавляли депутаты (и не только они), степень коррумпированности отдельных личностей можно выяснить, также лишь сравнив расходы с официальными заработками. Ощущение такое, что именно последние пролоббировали отказ от тотального контроля уровня благосостояния, ограничившись доходной частью. В надежде на то, что размер расходов фискалы будут контролировать лишь выборочно (по каким-то “особым случаям”). К слову, первая декларация, которую предлагают заполнять в момент внедрения декларирования, так называемая входная, станет, по сути, очередной легализацией всего нажитого посильным (и непосильным) трудом. Она, по идее, будет отправной точкой для дальнейшего ориентирования налоговых органов - что нового приобретено. И, видимо, самые крупные приобретения и будут подпадать под тот самый выборочный контроль. Потому-то в нее и требуется вписать все имеющееся в наличии имущество и капитал: недвижимость, земельные участки, транспортные средства, ценные бумаги, доли участия в жилищном строительстве, наличные денежные средства до 500-кратного МЗП (если бы декларирование вводили в нынешнем году, то эта сумма равнялась бы 21 миллиону тенге), кредиторскую или дебиторскую задолженности, “биологические активы”, культурные ценности, произведения искусства и антиквариата ценой выше 500 минимальных расчетных показателей (1 262 500 тенге). В отношении последних возникает вопрос: кто оценивать стоимость таковых будет? Ведь можно указать бабушкину брошку ценой в миллион МРП, хотя она таковой совсем не является. Впрочем, это, видимо, вопрос риторический. Но этой лазейкой наверняка воспользуются некоторые недобросовестные налогоплательщики в будущем. К слову, о налогах. Как заявляют в правительстве, всеобщее декларирование позволит сократить размер теневой экономики, которая у нас, по разным подсчетам, превышает 25 процентов ВВП. Правда, опять же, как это можно проконтролировать, не сравнивая размер зарабатываемого с объемом трат, непонятно. Впрочем, объяснить, почему не вводят контроль над тратами, можно чисто технически. Как и раньше, фискальные службы просто не готовы к обработке грядущего потока информации. Не готовы даже к доходам. Как заявили в Министерстве финансов, “результаты пилота (всеобщего декларирования. - “НП”) в Осакаровском районе Карагандинской области выявили проблемные вопросы, решение которых требует дополнительного времени”. Что же это за проблемы? Все просто: в Казахстане до сих пор не могут состыковать базы данных в единую электронную систему, держащую под контролем всю страну и всех ее граждан. Но главное - даже имеющиеся базы данных требуют актуализации. Все еще помнят случай, когда жительнице столицы “ошибочно” начислили налог на 223 автомобиля, ни один из которых ей не принадлежит. Или приходит штраф за неуплату налога на имущество, которого у гражданина никогда не было. Чтобы поправить все базы и минимизировать досадные “технические сбои”, Минфин в очередной раз решил отодвинуть начало масштабного проекта с 2020-го на 2021 год, разбив процесс внедрения на несколько этапов. Как говорится в сообщении Министерства финансов, с 1 января 2021 года он предлагает начать декларирование с государственных служащих и их супругов, а также лиц, приравненных к ним, и их супругов. Если вспомнить, что госслужащие и члены их семей уже давно под налоговым контролем (равно как и “приравненные”, то есть работники нацкомпаний), то, по сути, в 2021-м ничего нового не ожидается. А вот второй этап - уже что-то новенькое: с 1 января 2023 года декларации будут сдавать работники государственных предприятий (включая сферу образования, здравоохранения, культуры, спорта) и их супруги. С января 2024 года к ним присоединятся руководители и учредители юридических лиц и их супруги, индивидуальные предприниматели и их супруги. С 2025 года - все остальные граждане. “Важно отметить, что итоги каждого этапа будут анализировать, выявлять проблемные вопросы и принимать меры по совершенствованию законодательства, методологии и информационных систем”, - говорится в заявлении Минфина. Что фактически означает, вполне возможно, после первого этапа вновь могут последовать временные передвижки. Кстати, до начала введения всеобщего декларирования гражданам настоятельно рекомендуют вспомнить все авто, когда-то проданные по доверенности, и взять в дорожной полиции (где когда-то и были зарегистрированы акты купли-продажи) соответствующие справочки. На всякий случай. Чтобы убедиться, что эти авто, многие из которых уже утилизированы, не числятся за своими прежними владельцами.
Нур-Султан |