Мадина Меирманова В Казахстане борьбу с коррупцией переводят в цифровую плоскость. Первые ласточки в виде ЦОНов плавно переросли в систему одного окна в масштабах “Правительства для граждан”. Все больше услуг переводят в онлайн-режим, лишая чиновников соблазна “брать”, а граждан “ускорить решение вопроса”
Цифровизация во всем мире считается не только отличным инструментом управления процессами, позволяющим проводить анализ максимального количества данных, но и отличным способом минимизировать бюрократию. Взять, к примеру, загадочное для большинства понятие Big Data. Огромное хранилище данных, наделенное алгоритмами анализа выборочной информации, построения прогнозов и даже рекомендаций по принятию решений. Этот искусственный интеллект - это уже совсем верх совершенства системы. В основном подобное хранилище настроено на сбор, классификацию и анализ данных. Однако даже возможность аккумулирования информации из различных госорганов в одном месте позволяет и сократить количество сотрудников, обрабатывающих информацию, и минимизировать число работников, сидящих на приеме бумажек. А кроме того, позволяет частично сократить штат, перераспределяя оставшихся на приоритетные направления работы. Накануне в Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции подводили итоги прошедшего года и строили планы на будущее. А заодно послушали, как их рекомендации по реформированию госслужбы реализуют на “пилотном поле” - в акимате Астаны.
Так, выяснили, что благодаря цифровизации и советам АДГС штатная численность сотрудников акимата за 10 лет сократилась на 10 процентов, тогда как население города выросло в два раза. “В столице на одного сотрудника в среднем приходится 1275 жителей. Это в среднем в четыре раза выше, чем в регионах”, - доложил аким города Бахыт Султанов. При этом в электронном формате акимат в прошлом году оказал 2,9 миллиона госуслуг из четырех миллионов оказанных. “Уровень цифровизации увеличили с 43,6 до 48 процентов, - сообщил аким. - Для сокращения дистанции с населением мы реализуем концепцию “Открытый акимат” и перешли на безбарьерное оказание услуг. Для удобства горожан на первом этаже акимата расположены кабинеты 15 структурных подразделений, которые работают по принципу “одного окна”. В Агентстве по делам госслужбы особо “давят” на возможность граждан жаловаться. По мнению Алика Шпекбаева, использование современных каналов коммуникации не только способствует установлению “доверительных отношений госслужащих с гражданами”, но и позволяет создать “открытые пространства для мозговых штурмов”. Таким в Астане стал единый контакт-центр акимата iKOMEK: число обращений и оказанных услуг выросло в четыре раза - с 268,3 тысячи единиц в 2017 году до 824,4 тысячи единиц в 2018 году. “В том числе долю своевременно рассмотренных обращений увеличили с 34 процентов в 2017 году до 71 процента в 2018 году”, - похвалился аким Астаны Бахыт Султанов. И добавил, что теперь в системе Городского акселератора развития (единая площадка по взаимодействию экспертов в рамках поиска и реализации решений системных и стратегических вопросов развития города) активное участие принимает общественность. Но все-таки этого недостаточно. Председатель Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев считает, что “только активные силовые методы Национального бюро (по противодействию коррупции. - “НП”) и Комитета национальной безопасности способны отучить отдельных жадных, алчных чиновников жить за счет незаконного обогащения”. Кстати, антикоррупционная кампания в стране, а точнее статистика этой кампании, уже демонстрирует положительные результаты: по сравнению с 2016 годом число преступлений сократилось на четверть. По официальным данным, в 2018 году в коррупции изобличили 1290 лиц, в том числе 25 руководителей республиканского, 91 - областного, 142 - городского и районного уровней. Пресекли деятельность четырех организованных преступных групп, выявили 87 фактов системной коррупции с привлечением к уголовной ответственности 288 должностных лиц. Из установленного государству ущерба в 21 миллиард тенге возместили 89 процентов. Кстати, Шпекбаев предложил в будущем ввести на госслужбе понятие “безупречная репутация”. “Госслужащий должен быть не только кристально чист, но и по-человечески относиться к людям. Еще раз подчеркну: по-человечески относиться к людям. Какие сегодня отношения в семье, вот такое отношение должно быть ко всем. Тогда доверие и авторитет госслужбы поднимутся в разы”, - сказал он. Добавив, что “неукоснительное соблюдение этого стандарта станет одним из индикаторов успешности работников государственных органов. На смену чинопочитанию, в условиях которого расцветают бюрократизм и протекционизм, приходит время компетентных специалистов, которые дорожат своей репутацией”.
Астана |