|
Ольга Шишанова, Артур Бабаев Завтра еще несколько дорог в республике станут платными. При этом МИИР РК обещает, что тариф для легкового транспорта при предоплате будет в два раза ниже, чем в пунктах при выезде с платного участка. Но соответствует ли качество новых дорог предпринятому министерством шагу?
Речь идет о трех направлениях: Астана - Темиртау, Алматы - Капшагай и Алматы - Хоргос. На них согласно системе взимания платы на автодорогах ожидаются следующие тарифы: Астана - Темиртау, если по предоплате - 200 тенге, наличными - 400 тенге. Алматы - Капшагай по предоплате - 100 тенге, наличными - 200 тенге. И, наконец, Алматы - Хоргос по предоплате - 300 тенге, наличными - 600 тенге. Однако для жителей районов, прилегающих к платным участкам автодорог, стоимость абонемента составит тысячу тенге, и действовать он будет в течение года. Получить его смогут только владельцы автомобилей, зарегистрированных в прилегающих к трассе населенных пунктах. Но если автовладелец живет в одном из прилегающих поселков, а его машина состоит на учете в другом месте, то оплату он будет производить на общих основаниях. При этом получить такой абонемент можно будет на пунктах взимания оплаты.
Такова официальная информация, которую озвучили в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК. Забыв или просто не обратив внимания, что не все так гладко - прежде чем устанавливать плату на новых автодорогах, не помешало бы еще раз проверить их состояние и качество. А качество это сегодня, как выяснилось, оставляет желать лучшего. Об этом не только говорят сами автовладельцы, но и заинтересовались депутаты мажилиса парламента РК фракции “Ак жол”. Они еще год назад направили депутатский запрос министру МИИР РК Женису Касымбеку с просьбой пересмотреть стандарты автомобильных дорог, исключив из них участки открытой бетонной трассы. Предложив взамен, исходя из многочисленных запросов, “наиболее опасные повороты, подъемы и съезды покрыть асфальтом с резиновой крошкой, которую в избытке производят сегодня действующие заводы по утилизации старых автопокрышек”. Интересно, что в своем ответе ведомство вынужденно признало, что “в вопросе содержания цементобетонного покрытия имеются проблемы как в южных, так и северных регионах республики при температурном переходе через “ноль” в весенне-осенний, а также зимний период, влияющий на скользкость покрытия и увеличивающий вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий”. Кроме того, в ответе указали, что “с целью улучшения сцепления шин и ровности покрытия на участках с цементобетонным покрытием планируется устройство тонких слоев износа из литых эмульсионно-минеральных смесей. В этой связи проводят научно-исследовательские работы по изучению этих смесей с разработкой составов, технологий и определения областей их применения”. Но прошел год, а никаких благоприятных сдвигов в выполнении обещанного не наблюдается. Напротив, дорожно-транспортные происшествия на бетонных автомагистралях не только не уменьшились, но даже участились - если верить данным Агентства по статистике. Одним из таких печальных примеров может служить ДТП, которое произошло 10 января наступившего года на Капшагайской трассе из-за гололеда. Ночью на этом участке трассы прошел дождь со снегом. Бетонное покрытие подморозило, а утром дорогу накрыл туман, что и привело к массовому столкновению автотранспорта. В результате ДТП не только оказались разбитыми три десятка автомашин, но и пострадали люди. Далее, буквально на днях на трассе, ведущей на Хоргос, произошла авария с участием трех автомобилей, в которой погибла женщина. При этом двоих детей и двоих взрослых госпитализировали в ближайшую больницу с различными тяжелыми травмами. Аналогичная авария произошла и в конце прошлого года, когда 14 декабря столкнулись семь автомобилей. В результате этого ДТП пятерых человек госпитализировали. Все это лишний раз доказало и показало, что эксплуатация таких автомагистралей в осенне-зимний период выявила важный недостаток бетонного покрытия, который при наступлении холодов превращается в сплошной ледовый каток. Но самое непонятное, почему такие факты с печальным исходом на перечисленных трассах, к которым теперь еще добавилось направление Астана - Темиртау, построенных, казалось бы, по самым передовым технологиям дорожного строительства, неизменно повторяются из года в год. Как и из чего строили недавно открытую и эту новую по всем параметрам автомагистраль, если ее приходится периодически закрывать нынешней зимой не во время бурана, что было бы вполне объяснимо, а по причине очередного гололеда? А значит, становится не совсем понятно, на каком основании МИИР РК уже утверждает оплату за проезд на дорогах, которые, в принципе, к эксплуатации не готовы. Ведь если казахстанские дорожные строители использовали, к примеру, технологии бетонного покрытия, принятые и комфортные для стран ЕС, то для Казахстана с его резко континентальным климатом такая особенность новых дорог приводит к многочисленным и, самое главное, регулярным ДТП, собирающим множество автомобильных и человеческих жертв.
Главный вопрос: кто будет платить за материальный и физиологический ущерб попавших в аварию автомобилистов? Ведь дороги платные, а следовательно, тот, кто получает прибыль, по идее, должен брать на себя ответственность за то, что на них происходит. Аналогии напрашиваются сами собой. Когда вы заходите в ресторан, и там на вас вдруг осыпается, скажем, штукатурка, разве вы не вправе требовать с владельцев компенсацию? Или когда поскользнетесь на обледеневшем крыльце при входе в магазин, у собственников и мысли не возникает, что это их не касается, потому, кстати, и застилают ступеньки ковриками. Но чем принципиально отличается от этих примеров ситуация с платными дорогами? Если человек соблюдал все предписываемые правила (что, конечно, надо доказать) и тем не менее попал в ДТП, значит, проблема именно в качестве дорожного полотна, за которое отвечает конкретная компания. И, стало быть, она должна возместить ущерб. Все вполне однозначно. А затем еще и исправить положение, поскольку под угрозой не только техника, но и жизни людей. В противном случае - крупные штрафы и даже потеря бизнеса! А как должно быть иначе?! Уж, во всяком случае, не так, как сейчас. Дороги, как следует не только из очевидных фактов, но даже и из ответа государственного органа на депутатский запрос, по сути, не готовы к эксплуатации, а бенефециары уже устанавливают прейскурант и предвкушают прибыль.
Астана |