|
Алан Байтенов Программа оцифровывания населения Казахстана продолжается. Вслед за проектом всеобщей регистрации мобильных устройств продвигают еще одну прорывную и полезную идею - обязать операторов сотовой связи предоставить своим абонентам SIM-карты с поддержкой электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Для абонентов, согласно распространяемым идеям, это вроде как еще одна возможность, которой можно и не пользоваться. Но лишь до того момента, пока твоя старая “симка” онлайн. К слову, сегодня процедура добровольной смены SIM-карты на ту, которая содержит криптоаплет (очень упрощенно - контейнер для ЭЦП), не бесплатна
Все останется без изменений до тех пор, пока операторы поддерживают (если инициативу чиновников примут) “SIM-карты старого образца”. Но до какого момента они это будут делать, неизвестно никому, кроме самих операторов. И об этом мы поговорим чуть ниже. Складывается такое впечатление, что таким вот образом чиновники пытаются переложить на сотовых операторов заботу об обеспечении проекта с условным названием “мобильная ЭЦП” достаточной базой абонентов. Иными словами - оправдать существование несколько непопулярного сервиса мобильного электронного правительства, то есть огромного шлюза, через который можно пользоваться услугами электронного правительства с помощью мобильного устройства. Эта, мы напомним, несколько иная платформа доступа к основным базам данных и госуслугам задумывалась как более оперативная и облегченная. Ведь мы знаем, что на стационарных системах необходима установка специального ПО с ключами и прочей не всегда понятной для рядового пользователя атрибутикой. С мобильным же вариантом все намного проще - ЭЦП вшита в SIM-карту, и доступная услуга может быть подписана цифровым методом автоматически. И это совершенно иной разговор - что удобнее: мобильный вариант доступа к e-gov (пусть и не “полноразмерный”, но с наличием наиболее популярных услуг) или стационарный. В этом случае дело в другом. А именно в том, как чиновники наращивают абонентскую базу для сервиса. Точнее, каким способом. Забегая вперед, скажем: возможность мобильного доступа к услугам электронного правительства в Казахстане существует с середины 2015 года. Но ведь идея обязательного ввода SIM-карт с поддержкой ЭЦП появилась только сегодня. Вывод очевиден - мало кто из казахстанцев в принципе пользуется мобильной версией доступа к сервисам электронного правительства, отчего, собственно, кто-то и придумал такое “обязательное” упражнение.
Одно из подтверждений низкой популярности мобильной версии - крайне невысокое количество загрузок в “магазинах” соответствующих мобильных приложений для наиболее популярных мобильных операционных систем. В частности, в Google Play указано: приложение mGov загрузили всего-то “более 100 тысяч” раз. Рейтинг качества приложения, к слову, довольно низкий. С устройствами на iOS ситуация схожая - и количество загрузок небольшое, и, в особенности, рейтинг приложения очень низок. Где-то в районе 1,5 звезды из пяти возможных... Однако рейтинг качества приложения в нашем случае к делу относится косвенно. И количество загрузок приложений мобильного правительства смело можно назвать мизерным - пусть даже это число будет на уровне полумиллиона. Но ведь в Казахстане на начало 2018 года зарегистрировали более 26 миллионов абонентов (по информации портала finprom.kz)! Можно смело говорить, что этот способ доступа к государственным услугам крайне непопулярен (в развитых странах его бы назвали бесполезным) даже в том случае, если реальных пользователей лишь половина от тех самых 26 миллионов. Собственно, цифра в 13 миллионов активных абонентов (и примерно такое же количество устройств), на наш взгляд, все же ближе к реальности. Итак. Прошло более трех лет, а мобильный сервис как-то не раскрутился. Еще и потому, что операторы если и предоставляли SIM-карту с поддержкой ЭЦП, то только по требованию абонента. Конечно же, далеко не каждый из нас попросит такую “симку”. Или вообще пойдет ее менять добровольно. Тем более что за карту, которая способна нести на своем борту ЭЦП, стоит заплатить отдельно - никто сегодня тебе ее бесплатно не даст. Собственно, никто из уже действующих абонентов на это добровольно и не пойдет. Однако зная, что курс на цифровизацию взят окончательно и бесповоротно, мы можем предположить, что в скором времени нам предложат все же сменить имеющиеся SIM-карты. И главное в этом моменте - на каких условиях? Точнее - кому предложат за это заплатить? Варианта как минимум три. Заплатит государство, которое вроде как заинтересовано в популярности сервиса мобильного электронного правительства. Заплатит сотовый оператор, который будет обязан это сделать согласно приказу и, возможно, поправкам в закон. Или же конечный пользователь, абонент, который попросту будет вынужден это сделать из-за желания остаться на связи... Кстати, очень может быть, что совсем скоро нас вновь начнут “пугать”: мол, останетесь без сотовой связи. Такое уже было с проектом регистрации мобильных устройств. К слову, ничего страшного (в частности обещанного отключения) с приходом 1 января 2019 года так не произошло. И это заставляет относиться к словам чиновников как к предсказаниям очередного грядущего апокалипсиса. Однако мы очень верим в то, что и чиновники, и операторы все же устоят от соблазна взвалить переход на новые SIM-карты на конечного абонента. Повторимся, мы не выступаем против прогресса. Тем более что с сервисами электронного правительства - хоть мобильными, хоть стационарными - жить гораздо проще. Да, все еще есть нюансы, но ведь правда - с e-gov жизнь гораздо проще. Хотя бы из-за отсутствия очередей. Но почему понадобилось целых три года, чтобы понять, почему сервис не развивается? А после попытаться на законодательном уровне решить вопрос с казахстанскими SIM-картами (которые вроде как давно все по умолчанию должны поддерживать новые технологии) и всерьез задуматься над тем, чтобы перестать продавать и зарабатывать на таких чипах и просто раздавать их (а может, еще и бонусов кинуть)? Впрочем, как всегда в нужный момент, скорее всего, не смогли договориться. Не смогли договориться, даже зная о том, что от этого ключика зависит судьба целого сервиса. Нечто похожее у нас уже было - мы помним, как несколько лет подряд операторы сотовой связи и государство рядились, кто должен платить за СМС о возможном ЧС или сложной погодной обстановке. |