Ольга Шишанова Абсурдные ситуации с налоговыми выплатами, которые выявили в последние несколько месяцев уходящего года, многочисленные жалобы казахстанцев на некомпетентность сотрудников налоговой инспекции стали поводом обращения депутатов мажилиса парламента РК к министру финансов РК Алихану Смаилову
В конце уходящего года тысячи казахстанцев стали жертвой неразберихи, случившейся с ними в налоговых ведомствах, причем по всей республике. Дело в том, что с 1 октября к ничего не подозревающим гражданам начали приходить уведомления о штрафах по просроченной оплате налогов на имущество, которого у них никогда не было. Либо за противоправные действия, как, например, нарушение правил дорожного движения на авто, которого тот или иной законопослушный казахстанец никогда не имел. В качестве примера - инцидент алматинца Бауыржана Сулейменова, у которого арестовали и заблокировали счет в банке из-за неоплаченного штрафа за нарушение ПДД на машине, вот только автомобиль он никогда не приобретал. Как позже выяснилось, штраф предназначался совсем другому человеку, жителю Шымкента. Но вместо его данных в постановление частного судебного исполнителя внесли совсем другие, причем тоже без курьеза не обошлось. Постановление, содержавшее ИИН Сулейменова Бауыржана Муратбековича, выписали на имя его однофамильца Бауыржана Муратовича, родившегося 1 января 2018 года (!). Или вот жительница Астаны Асель Саменова неожиданно обнаружила, что ей “принадлежат” сразу 223 автомобиля. Суд наложил арест на все ее счета и карты и обязал уплатить налог за весь солидный автопарк, которого у нее никогда, разумеется, не было. Однако налоговики “заупрямились”, и даже сегодня, после долгих споров и разбирательств, за Саменовой числятся 10 автомобилей.
Похожий случай произошел еще с одним жителем Астаны. Мужчина получил уведомление о том, что ему необходимо уплатить налог на транспорт в размере около 17 тысяч тенге. Все бы ничего, вот только машины у него не было уже два года. Выяснилось, что ошибку снова допустили сотрудники налогового комитета. Кстати, согласно налоговому законодательству в случае неуплаты задолженности физическим лицом по истечении 30 рабочих дней со дня вручения уведомления налоговый орган выносит налоговый приказ о взыскании задолженности и не позднее пяти рабочих дней со дня его вынесения направляет его физическому лицу. Однако на практике, то есть в жизни, а не на бумаге, о наличии налоговой задолженности люди узнают уже от судебных исполнителей, которым в этом случае еще нужно оплатить услуги за предоставленное уведомление в пределах от трех до 25 процентов в зависимости от суммы задолженности. Но и это еще не все проблемы. Не стоит сбрасывать со счетов и огромные очереди в органах налоговой службы, так называемые сверки по уплате налогов, где ожидание длится часами, несмотря на утвержденный регламент по предоставлению государственных услуг, согласно которому на обслуживание одного человека отводится 20 минут. И тут возникает риторический вопрос: почему органы налоговой службы должны проводить сверки с населением, а не с уполномоченными органами, которые предоставляют им налогооблагаемую базу? Тем более если эта база некорректная, почему не привлекают к административной ответственности должностных лиц этих уполномоченных органов? И все это не единичные случаи, а уже ставшая массовой тенденция. На что тогда уходит финансирование, которое выделяют из государственной казны на информационные системы органов государственных доходов? Ведь проблемы населения при этом не только не решаются, а усугубляются, как видно из приведенных выше примеров, еще больше. При этом никто не ведет никакой статистики - сколько было случаев некорректного представления налогооблагаемой базы уполномоченными органами, сколько привлекли к административной ответственности должностных лиц этих уполномоченных органов, да и было ли все это? Точно так же, как вряд ли принимали какие-то меры наказания за безответственность в отношении руководителей органов государственных доходов, как ничего до сих пор не делали, чтобы избежать вышеперечисленных ситуаций.
Астана |