|
Ботагоз Омар
Борьба с безработицей и вопросы занятости (а значит, и социальной стабильности) сейчас, как никогда, актуальны во всем мире. Вот и казахстанский премьер Карим Масимов в ходе недавнего заседания кабинета подчеркнул, что эта проблема является приоритетной для руководства государства в 2009 году (по меньшей мере). И однако, несмотря на комплекс принятых правительством мер по защите трудящихся, сразу на нескольких крупных предприятиях страны начались массовые сокращения и увольнения
Напомним, что в октябре правительством в лице Мининдустрии и Фонда национального благосостояния (ФНБ) “СамрукКазына” был подписан ряд меморандумов с крупнейшими предприятиями горно-металлургического комплекса страны. Документы о взаимном сотрудничестве по вопросам стабилизации производственных процессов и социальной защиты работников были подписаны руководителями компаний “Казахмыс”, “Арселор Миттал Темиртау” и “Соколовско-Сарбайское горно-производственное объединение”.
Тогда представители данных крупных градообразующих предприятий утверждали, что их сотрудники не потеряют своих рабочих мест, обещая, что их в период “затишья” на мировых рынках направят на курсы повышения квалификации или переобучат для последующей работы по другим специальностям, указывая при этом, что производственные помещения требуют ремонта. А значит, что рабочие руки не помешают даже в период кризиса.
Тем не менее периодические сообщения о досрочных массовых выходах на пенсию по старости или о вынужденной отправке работников в отпуск без содержания говорят о том, что данные меморандумы не могут обеспечить полной защиты даже для работников указанных предприятий, не говоря уже о мелких компаниях. Так, например, в начале января стало известно о том, что около 900 работников “Арселор Миттал Темиртау” в этом году добровольно уйдут на пенсию, причем досрочно - некоторые из них решили на 8 лет раньше обеспечить себе “спокойную старость”.
По словам председателя профкома данного предприятия Владимира Дубина, 867 металлургов подали заявления о досрочном добровольном увольнении. Часть из них уже одобрена специально созданной комиссией, и теперь готовятся приказы на увольнение более 600 человек. Большинство работников предпенсионного возраста пошли на этот шаг, чтобы раньше получить положенную им сумму вознаграждения с учетом каждого проработанного года и заработной платы, которая в общей сложности не должна превышать отметку в 10 тысяч долларов США.
Оказалось, что заявлений было больше, однако сотрудников не отпустили руководители шахт, так как при их уходе сокращается и существовавшая штатная единица, а значит, что после выхода компании из кризиса может наблюдаться обратная ситуация, связанная с дефицитом квалифицированных специалистов.
Как сообщил на недавнем совещании в правительстве министр труда и социальной защиты населения Бердибек Сапарбаев, всего на 1 января этого года свою деятельность приостановили 25 казахстанских предприятий с общей численностью персонала 7229 человек. “Количество предприятий с условием частичной занятости составляет 234, численность - 72 196 человек, из них 28 818 работников находятся в вынужденных отпусках либо работают в режиме неполного рабочего времени”, - проинформировал министр.
Для решения проблем занятости на правительственном уровне была создана специальная межведомственная рабочая группа, которая занимается трудоустройством высвобождаемых работников, их профессиональной переподготовкой, созданием временных рабочих мест. Если предприятие, в котором работал потерявший работу сотрудник, является участником социального страхования, то из Фонда социального страхования ему выплачивается пособие от 1 до 4 месяцев.
Предусмотрены и меры защиты внутреннего рынка труда - в этом году по сравнению с 2008 годом квота на иностранную рабочую силу сокращена в 2 раза.
Премьер-министр страны Карим Масимов подчеркнул, что этот вопрос будет на его еженедельном контроле, ведь “социальная стабильность и занятость являются главным вопросом 2009 года”.
Вместе с тем, учитывая стремительное и продолжающееся падение мировых цен на металлы, ситуация в секторе горно-металлургического комплекса (ГМК), в котором занято почти 300 тысяч человек, вряд ли будет сохраняться в пользу внимательных правительственных мужей, ратующих за сохранение рабочих мест. Ведь при нынешней ситуации становится ясным, что предприятия по-прежнему будут терпеть убытки. А значит, сокращения рабочих мест не избежать.
При таком положении дел Кабмину следовало бы предложить предпринимателям более практичные шаги, направленные на недопущение социальных волнений. К примеру, учитывая, что в корпорации “Казахмыс” (по данным республиканской Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий) работает 62,7 тысячи человек, в компании “Арселор Миттал Темиртау” около 47 тысяч, в “Соколовско-Сарбайском горно-производственном объединении” - 18 тысяч работников, в общей сложности 3 данных гиганта обеспечивают кадрами 127,7 тысячи человек, или более трети от общего числа сотрудников, трудящихся на ГМК.
Средняя заработная плата в отрасли составляет 59 тысяч тенге. Таким образом, ежемесячный фонд оплаты труда на этих трех предприятиях составляет не менее 7,534 миллиарда тенге, или более 90,4 миллиарда тенге в год. То есть, например, 10-процентное сокращение рабочих мест может быть предотвращено при выплате данным предприятиям компенсации в размере 9 миллиардов тенге.
Где взять эти деньги? И за чей счет наши металлурги останутся с работой? За счет хозяев - не получится. За счет налогоплательщиков, еще имеющих работу?
Цифры эти, конечно, очень приблизительные. Главное, чтобы правительство не ограничивалось в этом важном деле лишь декларациями. Ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону только благодаря подписанию меморандумов, которые, что особенно важно, заключались на добровольной основе и не могут иметь юридических последствий.
Астана |