|
Константин Кочевников Самое любимое туристами озеро Казахстана показало свой непростой норов. Двое суток шторм изумрудной волной накатывал на северо-восточный берег Алаколя и презентованную лишь в минувшем курортном сезоне набережную, получившую название “Алакольский Арбат”. И практически разрушил ее. Вода размыла подушку, на которую рабочие укладывали тротуарную плитку. Накренились некоторые железобетонные конструкции, опоры фонарей. Этот живописный и уютный фрагмент весьма цивильного городского “приморского” пляжа, еще летом принимавший гостей, можно сказать, прекратил существование
Незадолго до начала курортного сезона аким ВКО Даниал Ахметов лично инспектировал пансионаты и смотрел, как благоустраивают прибрежную зону. На встрече с жителями и предпринимателями он сообщил, что лишь на создание прибрежного “Арбата” из бюджета выделено два миллиарда тенге. “И это только первый транш! - добавил аким. - При необходимости на эти цели будет предусмотрено и дополнительное финансирование”. Но при этом, по его же словам, есть такая проблема. В прошлом году на пляжах Алаколя, расположенных в пределах ВКО, отдохнули более 350 тысяч человек. Но доходы они принесли только бизнесменам. И эта несоразмерная разница между реальными доходами и налогообложением предпринимателей не может не вызывать вопросов: - Вы заработали в прошлом году 1,8 миллиарда тенге, а налогов заплатили всего 24 миллиона, - сказал Ахметов бизнесменам. - Но при этом вы требуете, чтобы за бюджетный счет благоустроили прибрежную зону. А на какие деньги? Действительно. К деньгам мы еще вернемся. А пока напомним, что с юго-западной стороны вода подмывает довольно высокий берег в районе курортного и рыбачьего поселка Акчи. А соседнюю Коктуму вода вообще пожирает: поселок расположен гораздо ближе к линии воды. Из окон в северном крыле одного из популярных домов отдыха еще в прошлом году можно было нырять! И оба эти поселка, пожалуй, основные и главные курортные места на том берегу Алаколя, который относится к Алматинской области. Но и в границах ВКО отношения с озером тоже складываются не так радужно, как хотелось бы. Но когда говорят о необходимости укреплять берега, защищать их от волн и спасать курорт от разрушения, привычно ожидают практически стопроцентного участия государства. С одной стороны, государство должно обеспечить экологическую безопасность проектов и сохранность озера как достаточно уникального природного объекта. Но все ли заботы должны бременем ложиться на республиканский и местный бюджеты? Санаторно-курортный потенциал северо-восточного берега стали использовать еще в советский период. Да и сейчас о желании создать и обустроить свою казахстанскую жемчужину чиновники говорят постоянно - и когда подводят итоги минувшего сезона, и накануне предстоящего. Это понятно - курортный потенциал озера очевиден, нужно что-то делать, и хорошо, чтобы все уже было сделано, функционировало и давало прибыль. С таких позиций Алаколю вообще цены нет! Но проблема в том, что с Алаколем нужно суметь ужиться. Не больно благосклонно озеро оказалось к усилиям людей. И пока люди очевидно проигрывают эту битву за жемчужину. Точнее, жемчужина-то есть. Да вот “оправа” не по ней. Либо слишком дешевая, либо несовершенна в техническом плане. Хотя признак “дешевая” здесь весьма условный. “Дешевой” она может оказаться в реализации, в то время как затраты на нее могут стать в разы больше - таковы особенности строительства сложных объектов в неблагоприятной природной среде: не каждый разберется, куда смывает все эти строительные материалы. Алаколем занимаются с десяток лет. Накопили кое-какой опыт - как те, кто действительно стремится построить на этих берегах хороший современный и доступный курорт, так и те, кто уже распознал здесь неисчерпаемую яму, которая только и будет, что гарантированно подкидывать очередной повод для обоснованных и остро необходимых денежных вливаний. Красота! Специалисты-гидрологи, географы и геологи разъясняют, что особенностью Алаколя являются частые колебания уровня воды, вызванные геологической структурой озера и его водным режимом. Это бессточный водоем, который постоянно пополняют воды трех крупных горных рек и трех-четырех сезонных. Только с 1996 по 2007 год уровень воды поднялся на 2,5 метра. Можно предположить, что уровень озера будет расти. И это позитивный момент. Мы воспринимаем как катастрофу как раз обратные процессы - утрату озер и морей вследствие высыхания. Другая особенность озера - суглинистый берег, его легко размывает сильная волна. А волна там - явление постоянное, поскольку ветреных дней в году свыше трехсот: один из самых высоких ветряных потенциалов на планете - знаменитые на весь мир Джунгарские ворота - в часовой доступности. За 2008-2016 годы вода подмыла северо-восточный берег на 30-60 метров, разрушила пляж и подвергла опасности капитальные постройки. За 40 лет, с середины 70-х годов прошлого века, этот берег она “сожрала” примерно на 425 метров, в среднем по 11,1 метра в год! История борьбы за сохранение береговой линии началась в 2008 году. В преамбуле к проекту “Берегоукрепление рекреационной зоны озера Алаколь у села Кабанбай Урджарского района” авторы предостерегают: “если не принимать мер, это приведет в течение нескольких лет к разрушению построенных объектов рекреации, загрязнению продуктами разрушения берега (глинистыми взвесями) значительной полосы акватории шириной до 250 метров и выполаживанию дна озера в зоне пляжей, что наблюдается сейчас”. Выполаживанием называют снижение наклона поверхности. То есть дно озера у берега будет углубляться. Десять лет назад разработали ТЭО по укреплению берега в районе села Кабанбай. Планировали построить 14 волнорезов. Чтобы построить самый первый, начали возводить пирс, с которого одновременно должны были вести погрузку материалов. С него планировали соорудить первый волнорез, чтобы использовать его как причал для баржи, чтобы грузить ее камнем. С баржи планировали сгружать камни в озеро и постепенно строить второй и последующий волнорезы. Говорят, что именно так строили искусственные острова в Дубае, в ОАЭ. Те острова, которые на спутниковых картах выглядят как пальмы, считают настоящим чудом инженерной мысли и человеческого упорства. Сегодня это самые престижные районы Дубая. А в открытом море в нескольких километрах от Дубая растет искусственный архипелаг “Мир”, который повторяет очертания материков и защищен мощнейшим 26-километровым волнорезом высотой четыре метра. На Алаколе не смогли построить даже один волнорез. Даже не волнорез, а только пирс! C 2008 года построили всего 140 метров (из 173 запланированных). Из этих 140 метров проектную высоту имели лишь 65 метров. В 2012 году в связи со сложностью строительных работ возведение пирса приостановили. Этот недостроенный пирс так и стоит, разрушается. Почти четыре миллиарда тенге, выделенных на стройку, “растворились” в воде Алаколя. С 2012 года защиту берега с помощью волнорезов перестали возводить, пирс забросили, а о строительстве остальных 13 больше не говорят. Но в 2016 году аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов активно занялся обустройством восточного берега Алаколя. Мы писали о том, как преобразили эту территорию. В инфраструктуру побережья вложили уже более 4,5 миллиарда. Точную долю бюджетных средств в проект мы не назовем, но она весьма немалая, если не основная. Прежний проект волнорезов оказался нашим строителям не по силам. В январе на Алаколе провели выездное совещание. Вместо волнорезов решили строить пирсы, поскольку участок берега в районе недостроенного пирса разрушался не так быстро, как остальная линия берега. Запланировали возвести теперь десять пирсов, включая недостроенный. Посчитали, что этот вариант значительно легче реализовать, чем волнорезы. Пирсы планируют длиной от 115 до 130 метров, шириной 11 метров. Они будут представлять собой два ряда стянутых меж собой шпунтовых свай, а между ними засыпят гравием и галькой с валунами. Сверху уложат железобетонные плиты и установят перила. В конце пирс будет представлять Т-образную конструкцию, которая послужит волнорезом. Расстояние между пирсами составит 325 метров. Пространство между ними тоже заполнят галечником. Но в проекте оговаривают, что для отдыхающих такое пляжное покрытие создаст неудобства, заходить в воду, так же как и выходить, придется с пирсов. В общей сложности таким способом планируют укрепить более трех километров берега с наиболее плотным расположением баз отдыха и пляжно-курортной инфраструктуры. Планируют реализовать проект за три года, одновременно наблюдая за поведением волн, и по необходимости корректировать проект. Объем финансирования пока не назвали. Наиболее реалистичным сроком начала работ по возведению первых двух-трех пирсов называют 2020 год. До этого времени, нужно полагать, линия берега сдвинется еще на 60-70 метров. Вероятнее всего, побережье Алаколя нужно сделать серьезным инженерным проектом, который позволит единожды (за один непрерывный период) реализовать весь комплекс работ, который остановит разрушение берега по всему озеру. Пусть это реализуют за сезон-два-три или больше. Но так, чтобы к этому вопросу больше не возвращаться на протяжении ближайших десятилетий. Пример. В известном казахстанском городе Павлодаре, который расположен на берегу Иртыша, в послевоенные годы построили набережную. То есть в 50-е годы прошлого века. В весеннее время уровень воды в Иртыше значительно поднимается. Пойму заливает на десятки километров на запад - практически до города Аксу, где расположен завод ферросплавов. Но влияние паводков на Павлодар, Аксу или завод сведено к минимальному. Больше полувека старая набережная Павлодара выполняет свою гидротехническую функцию. В 1990-е годы в Павлодаре еще расширили набережную: практически построили ее, сделав парковой и прогулочной зоной в центре города. Опять же строили надежно и, как говорится, на века. Сегодня областной центр защищен от наводнений. Дерзкий нрав Иртыша обуздали железобетоном и гранитом. Объем финансирования этой очередной попытки обуздать волны Алаколя еще не определили. 16 мая в Урджаре провели общественные слушания о воздействии проекта на окружающую среду в период строительства и после его завершения. Предстоит разработать проектно-сметную документацию. После прохождения государственной экспертизы настанет черед определить источники финансирования. И в решении этого вопроса предсказуемо будут ожидать участия государства. Тот самый соблазн, где в очередях на бюджетный транш сплетаются сети из подрядчиков и субподрядчиков. Будут ли это средства из республиканского или областного бюджета, пока неясно. Возможно, было бы разумным провести это непростое строительство в форме государственного и частного партнерства - с привлечением денег предпринимателей, которые занимаются курортным бизнесом на побережье. И вот тут бизнесмены, не исключено, попытаются максимально рационализировать процесс. То есть начнут считать собственные инвестиции. При рациональном же подходе особенности озера могут серьезно скорректировать план создания курортной зоны вокруг Алаколя. Известно: короткий сезон, озеро расширяется, линия берега постоянно наползает на сушу. Зимой и весной на берег выталкивает огромные льдины, которые образуют торосы. Все пляжные постройки срывает и превращает в искореженный хлам. И так каждый год. Может, не замахиваться на капитальные и фешенебельные дома, а отдать предпочтение каким-то облегченным постройкам, которые быстро монтируются? Понятно, что для отдыхающих весьма важным является близость берега. Неутомительная прогулка от пансионата до пляжа привлекает гораздо больше, чем привязка к транспорту, который бы доставлял людей на берег. Но, например, в пансионате “Пеликан” наладили паромную переправу. Сам пансионат расположился на высоком берегу, а от открытого “моря” его защищает широкая и довольно протяженная коса. Паром не перевозит людей только при сильном ветре, в остальное время работает постоянно, ждать его не приходится. Изменить характер озера невозможно. Поэтому нужно выработать верную стратегию, которая позволила бы превратить Алаколь в “жемчужину”, а не в бездонную яму, ежегодно требующую все новых финансовых затрат.
Без государственного участия сделать Алаколь привлекательным курортом для соотечественников и гостей страны все-таки не получится. И именно участие государства обеспечит частному инвестору некий фундамент, на котором можно будет строить этот кластер и наполнять его инфраструктурой. В частности, речь может идти об обеспечении этого общего для двух областей Казахстана озера всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и воздушным. Почему бы государству, например, не построить в направлении станции Дружба скоростной железнодорожный путь, чтобы сократить время в пути и увеличить пассажиропоток? Это бы еще подстегнуло спрос на Алаколь. Известно, что с этого года аэродром под Учаралом заработал как гражданский аэропорт. Но он не приобрел статуса, равного хотя бы аэропорту областного центра. Так и остался площадкой районного значения. Но теперь уместно было бы открыть аэропорт и в Урджаре - второй, северо-восточной, “столице” Алаколя. В пределах ВКО, к слову, уже отремонтировали дороги, которые ведут от шоссе, соединяющего Алматы и Усть-Каменогорск. Само же шоссе обещают проложить заново не раньше 2021 года. При этом появление новой современной дороги, позволяющей комфортно добраться до Алаколя с юга и севера, должно стать опорной линией для появления структуры дорожного сервиса: мотелей, кафе, автозаправочных станций. Будет современное скоростное шоссе, связывающее южную столицу с озером, - и оно, уверены, станет “дорогой жизни” для Алаколя как курорта. Все-таки традиционно главный транспорт для казахстанцев - автомобиль (собственный, разумеется). И если можно будет без проблем и угроз для технического состояния машины приехать на курорт на своих колесах - казахстанцы без сожалений променяют Иссык-Куль с его пограничной канителью на Алаколь. Наконец, райцентры Учарал и Урджар совсем не похожи на столицы курортного края. Маленькие городки, провинциальная жизнь. Хотя и в них возможно вдохнуть совсем другую жизнь! И в эти города охотнее пошел бы различный бизнес: торговый, развлекательный, сервисный.
|