|
Марк Лотвин В минувшую среду Национальный банк Казахстана распространил сообщение о том, что он “планирует продавать золотые слитки казахстанских производителей на внешнем рынке за валюту в объеме до двух тонн ежегодно”
Сообщение интересно тем, что главный финансовый регулятор приводит довольно любопытную аргументацию своего намерения продавать казахстанское золото за границей “для повышения узнаваемости слитков казахстанских производителей”. Это еще более любопытно, если учесть, что о степени узнаваемости слитков золота казахстанских производителей в мире никакой информации до сих пор не было. Впрочем, никто отнюдь не исключает того, что какая-то узнаваемость у нашего золота для кого-то за пределами нашей страны все же есть. Однако сама формулировка цели продажи золота звучит все же довольно загадочно хотя бы потому, что не совсем понятно: а зачем повышать узнаваемость золотых слитков? Качество их везде и всюду определили и контролируют соответствующие международные структуры. Тем более что аффинированное золото из Казахстана до определенного момента вывозили в значительных объемах и его, казалось бы, должны неплохо уже знать. Но вот именно с какого момента? Когда установили “реализацию приоритета государства на покупку аффинированного золота для пополнения активов в драгоценных металлах”, и Нацбанк скупил 221 тонну золота в слитках у отечественных производителей? Помимо намерения продавать золото за границей Нацбанк напомнил о том, что для населения в мае 2017 года он запустил программу по продаже и выкупу мерных слитков аффинированного золота. Золотые слитки с июня 2017 года начали продавать через банки второго уровня (?), и “приобретенные слитки казахстанцы могут продать банкам с выплатой денег “день в день”. А представлены слитки весом 5, 10, 20, 50 и 100 граммов.
И далее Нацбанк сообщает: “На сегодня банками продано населению более 180 килограммов золота”. Но уточним - на конец сентября значилась цифра 175 килограммов золота, проданного населению. Что ж, поверим Нацбанку, пусть будет 180. А теперь давайте сравним: 221 тонна купленного Нацбанком и 180 килограммов проданного за 15 месяцев населению золота. В среднем по 12 килограммов каждый месяц. То есть, если даже взять слитки по 10 граммов, получается в целом 18 тысяч слитков и по 1200 слитков каждый месяц. Это, если учесть динамику изменения цены, золота гражданам продано на сумму чуть более семи миллионов долларов. Можно ли считать реализацию такой программы продажи аффинированного золота казахстанцам успешной? В Нацбанке считают, что можно. Во всяком случае, об этом его представители заявляют громогласно. И в то же время собираются продавать слитки за рубежом - “с целью повысить их узнаваемость”. Ну и наверняка кое-что на них заработать? И отнюдь не семь миллионов долларов. Однако, на наш взгляд, продажа гражданам страны золотых слитков оказалась весьма проблематичной. И по ряду причин - неуспешной. Напомним, что вначале программа продажи слитков декларировалась как способ помочь гражданам “сохранить свои накопления и диверсифицировать активы”. А граждане вкладывали в этот актив, выходит, довольно неохотно и диверсифицировали другими способами. Ведь у золота в качестве инструмента для инвестиций есть плюсы и минусы. Оно может быть “тихой гаванью” для сохранения денег при скачущих курсах валют, но при этом его нельзя быстро продать. И у нас до сих пор самой ликвидной инвестицией остается валюта. В любом обменнике ее можно продать или купить. А быстро продать слиток не получится, все до сих пор непросто. В некоторых банках продажа происходит через привлечение экспертов для оценки. К тому же, покупая слитки, нужно выстоять очередь к менеджеру, подписать договор купли-продажи, выстоять очередь в кассу. В среднем это занимает около получаса времени. Мелочь? Да не такая уж и мелочь. Нужно также понимать, что одномоментная разница между “входом” и “выходом” (покупка и сразу продажа) всегда убыточна, то есть необходимо учитывать горизонт подобных инвестиций. Нацбанк не регулирует процесс ценообразования по своим золотым слиткам и устанавливает цену на основании мировых, предоставляя возможность определять разницу между стоимостью покупки и продажи самим банкам. А уж банки-то на эту цену свою маржу обязательно набавляют. И, конечно же, они стараются максимизировать свою прибыль, что, соответственно, делает игру на покупке-продаже нерентабельной из-за слишком большой разницы между покупкой и продажей. И тут тоже возникает закономерный вопрос: если золото им не принадлежит - оно государственное и дается им Нацбанком для продажи гражданам, так почему же Нацбанку его не продавать самому? Ведь торгует же Нацбанк золотыми инвестиционными и коллекционными монетами и не отдает это дело банкам второго уровня. Кстати, необходимо отметить, как раз покупка таких монет пока у казахстанцев гораздо популярнее, чем покупка золотых слитков. Ну и последнее, еще несколько лет назад в Казахстане производителям выгоднее было продавать золото на экспорт. Поэтому чаще всего его доводили до слитков, затем отправляли на аффинаж за границу, где оно и оставалось. А вот оттуда золото к нам возвращалось в виде ювелирных украшений - и намного дороже...
Что такое аффинированное золото. Аффинаж, то есть, собственно, получение металла, включает в себя ряд стадий очистки, среди которых преобладают методы химической и физической обработки, концентрирования и в конечном итоге получение металла заданной химической чистоты. В Казахстане аффинаж дороже, чем в большинстве стран, которые его производят. Дороже по ряду причин, в том числе, кстати, и из-за того, что наши предприятия расположены в определенных географических зонах, в которых повышенная энергоемкость процесса. А произвести золото нужно определенного качества. Например, требования на Лондонской бирже металлов, на которой происходит основная торговля металлами и определяют мировые цены на них, жесткие: они касаются и формы слитков, и веса. |