|
Ольга Шишанова Одна из столичных школ-гимназий скоро станет экспериментальной площадкой для внедрения дистанционного обучения учащихся школы среднего звена
Сторонники обучения детей на дому, причем не только тех, кто в этом действительно нуждается по особым причинам, но и вполне здоровых школьников, получили карт-бланш накануне учебного года и теперь близки к реализации задуманного. Дело в том, что после проведения научного совета по образованию, который состоялся в столице в августе накануне нового учебного года, “хоумскулеры” - те, кто отвергает классические методы получения образования, выступая за самостоятельное обучение своих детей, смогли защитить проект “SVободны от школы”. Пройти он должен как эксперимент на базе столичной школы-гимназии № 22. Дети 1-4-х классов начнут учиться дистанционно со второй четверти 2018 года, а пятиклассники - с ноября. Напомним, что очередные дебаты по этому поводу разгорелись накануне окончания предыдущего учебного года, хотя группа родителей в Казахстане (наше издание уже писало об этом) вот уже не первый год ратует за то, чтобы перевести совершенно здоровых детей на домашнее обучение, предлагая вместо школьных учителей себя или нанятых репетиторов. При этом они называют несколько причин - во-первых, по их мнению, школьное образование с каждым годом только ухудшается, во-вторых, ЕНТ, внедренное в казахстанское образование несколько лет назад, совсем не соответствует требованиям, которые предъявляет современное общество будущим выпускникам.
Мнение представителя подобной родительской инициативы Светлана Друзь, которое она высказывает на страницах социальных сетей, с тех пор нисколько не изменилось: “Образование, которое есть сегодня, готовит детей для индустриального общества. Это совсем другие потребности: нужно выполнять задачу от сих до сих, не думать, зачем она нужна, вставать и садиться по звонку, получать много информации и хранить ее в голове. Но современная школа должна готовить детей к послезавтрашнему дню, который совсем другой, где важны креативное мышление, организованность, важно не умение хранить информацию, потому что ее сейчас легко найти, а умение в ней ориентироваться, находить правильную, отличать факты от лжи. К сожалению, современная школа этому не учит, она учит детей жить позавчера”. Активисты домашнего обучения несколько раз обращались в правительство со своими предложениями, в частности в МОН РК, но сколько-нибудь внятного ответа, несмотря на призывы обратить внимание на зарубежный опыт в этом плане, они до сих пор от чиновников не получили. И вот, наконец, августовские встречи дали возможность доказать свое видение и решение вопроса посредством внедрения проекта “Создание дистанционной формы обучения на платформе Moodle”. В чем его суть? Проект защищался активистами на три года, и в нем, как утверждают его организаторы, есть своя поэтапность внедрения, о которой сказали выше. “Мы изучили международный опыт и отчетливо понимаем, что этот проект должен реализовываться планомерно. Сейчас проходит первый этап проекта, когда мы создаем сообщество родителей, которые заинтересованы в этой форме обучения детей, и начинаем формировать потоки учеников”, - говорит организатор проекта в столице Вера Садыкова. По ее словам, ученики 9-11-х классов в этом году принимать участие в проекте не будут, “потому что они уже готовятся к экзаменам, хотя заявок от родителей и от детей этого возраста достаточно много”. Остальные, чьи родители заключат договор со школой-гимназией № 22 и с компанией “Центр системных технологий”, являющейся техническим организатором проекта “SVободны от школы”, могут приступать к дистанционному обучению уже со второй четверти. Оно будет базироваться на платформе Moodle, достаточно хорошо зарекомендовавшей себя, по словам Садыковой, при создании инновационных форм обучения не только на постсоветском пространстве, но и в международной среде. “Под каждый класс у нас есть учебный план, он взят из государственной программы. Мы формируем именно ту базу, которую ребенок должен изучить по программе, одновременно работая над списками. Первое, что родителям нужно сделать, - это зайти на сайт нашего проекта и там зарегистрироваться”, - поясняет Вера Садыкова. Вот только насколько такой выбор, по сути, сделанный неспециалистами, будет оправдан, неизвестно. С одной стороны, Сыдыкова так уверенно позиционирует этот проект потому, что у нее педагогическое образование, тогда как остальные родители в подавляющем большинстве его не имеют, и, соответственно, непонятно, каким образом они будут принимать напрямую участие в проекте и во что это в будущем выльется для их ребенка. С другой - многих родителей также интересует важный вопрос о том, как их дети будут получать социальные навыки общения. На это Сыдыкова парирует, что дети в свободное время могут и должны заниматься в самых разных кружках и секциях. Понятно, что подобное нововведение хорошо для тех школьников, которые усиленно занимаются спортом, а также проходят обучение по ускоренной или замедленной программе освоения учебных планов. А вот как быть остальным? Потому что даже в тех же США 1,5 миллиона детей - 14 процентов от общего количества учащихся - не посещают школу, но из этого количества только три процента проходят обучение строго на дому. Тогда как остальные 86 процентов все-таки сидят за партами в государственных учебных заведениях, и в стране до сих пор не прекращаются дебаты по поводу получения домашнего образования, хотя его легитимность и подтверждило решение Верховного суда США почти полвека назад.
Астана |