|
Алла Иванилова Тему школьного питания в последние годы широко обсуждают в обществе. Родители учеников регулярно проводят собственное расследование, считая, что детей кормят по принципу “дешево и сердито”, и на первом месте стоит не их здоровье, а бизнес-интересы. В этом году Министерство образования и науки внедрило единые стандарты меню для школьных столовых в надежде, что это изменит ситуацию
Много нареканий на школьное питание поступает от родителей учащихся. Самый главный аргумент - вместо полезной пищи детей кормят вредными продуктами. При этом в меню для школьников, которое разработала Казахская академия питания, входят полезные и питательные блюда. Обед обязательно должен содержать мясо, крупы, свежие фрукты и овощи, молочную продукцию, хлеб, мед и сок, и стоит он 650 тенге для младшей возрастной группы и 960 тенге - для старшей. Но зачастую тендер выигрывают фирмы, предлагающие наименьшую сумму. Например, 300-400 тенге. По данным специалистов, до 13 лет у детей формируются основная мышечная ткань и скелет. Именно в этот период важно употреблять все определенные диетологами продукты. Но по результатам исследования, проведенного в Алматы, Астане, а также в четырех областях Казахстана - Алматинской, Актюбинской, Карагандинской и Павлодарской, выявили, что детям не хватает витаминов A, C, B1, PP и таких микроэлементов, как селен и кальций. Это, в свою очередь, приводит к заболеваниям. “Дешевле правильно кормить детей, чем потом всю жизнь лечить больное население”, - считает общественность и предлагает государству вернуть практику выделения средств из муниципальных бюджетов на организацию правильного питания и обеспечивать эффективный его контроль. Сегодня лишь считанные регионы изыскивают средства на школьные обеды для учеников начальных классов. Благо, дети из малообеспеченных семей еще имеют право питаться бесплатно. Такая экономия на детях приводит к тому, что нарушений санитарных норм при хранении и приготовлении блюд становится все больше. Родительская общественность ратует за то, чтобы контролировать качество питания детей в образовательных учреждениях, и предлагает обеспечить разные комплексные подходы в питании по разным ценам: доступный, средний и полный обед. Самый доступный и минимальный с учетом выгоды для здоровья - молочный, молоко или живой йогурт на перемене. Если у городских властей нет денег на полноценный обед, то как минимум молочный они должны обеспечивать. Власти послушали родителей, но не прислушались. Хотя некоторые изменения все-таки произошли. Новый учебный год казахстанские школьники начали с новым меню. Впервые в республике разработали единые стандарты для всех учебных заведений. Раньше в каждой школе меню составляли предприниматели. Согласно новому меню школьникам рекомендуют два раза в неделю давать мед и молоко, по три раза - творог, салаты из овощей, один раз рыбу. Ну и каждый день супы и второе из говядины и курицы. Сегодня в среднем один школьный обед обходится в 545 тенге. Уже есть какой-то прогресс! Но, чтобы навести порядок в сфере школьного питания, необходимо предпринять много усилий. Итоги мониторинга показывают, что меньше всего нарушений у школьных столовых, где один поставщик, который сам контролирует весь процесс - от закупа до приготовления еды. Те компании, которые выиграли тендер в десяти и более школах, как правило, нанимают “бригаду общепита”, которая занимается обеспечением питания в одной из школ. В этом случае контроля намного меньше, а посредников, которые так и норовят экономить на детях, больше.
Как вариант - работа школьных столовых в рамках государственно-частного партнерства. Сейчас предприниматели арендуют столовые на один год, но если директор будет благосклонен, то можно продлить до трех лет. ГЧП позволит увеличить срок действия договора на более длительный срок, а это даст уверенность поставщику в завтрашнем дне, и он не будет стремиться заработать все деньги мира за короткий срок. Он сможет совместно с государством закупить современное кухонное оборудование. Если ГЧП внедрят, это позволит участвовать в тендерах крупному бизнесу, например, владельцам ресторанов, которые могут позволить себе хорошее кухонное оборудование и знают толк в еде. В некоторых странах широко распространены школьные комбинаты, которые готовят еду и в одноразовых ланчбоксах привозят ее в школы, наподобие питания в самолетах. В столовой лишь пара работников занимаются подогревом и раздачей ее детям. Подобное хотели внедрить в Казахстане и даже построить в Астане школьный комбинат. Об этом говорят уже не первый год, но воз и ныне там. В столичном управлении образования недавно заявили, что планируют переговоры с инвесторами, и решение примут в ближайшее время. Создание такого комбината поможет решить целый ряд вопросов. В первую очередь за счет объема закупаемой продукции снизится стоимость блюд, а их качество, наоборот, повысится, так как закуп будут производить напрямую у фермерских хозяйств, производителей фруктов и овощей. В Актобе сейчас реализуют пилотный проект по здоровому питанию школьников. Принцип такой: общий закуп продуктов на четыре школы. На самом комбинате почти все автоматизировано: машины чистят картофель или морковь, нарезают салаты, готовят и распределяют мясо. Все это доставляют в школы, а в столовых идет непосредственный процесс приготовления горячей еды. В меню только полезные продукты, никаких сосисок, обязательно фрукты, овощи. Каждый день. В таком комбинате нет необходимости содержать большой штат работников в каждой столовой. Работники столовой не имеют возможности воровать продукты. Общий закуп на все школы города продуктов позволяет централизованно покупать по оптовым низким ценам, что приведет к экономии средств. Бизнес на детях - довольно прибыльное дело. Так, если себестоимость компота - 12 тенге, то в столовой его продают от 50 до 90 тенге, себестоимость пирожка - 12-14 тенге, конечная цена - 50-100 тенге. Если в школе учится тысяча детей, то предприниматель собирает от 6 до 10 миллионов и более в месяц, в зависимости от устанавливаемых им цен на свободные блюда и буфетную продукцию. При этом отсутствует какой-либо менеджмент, сервис, квалификация работников школьных столовых оставляют желать лучшего. Чтобы не довольствоваться тем, что есть, необходимо сделать информацию о школьном питании открытой для родителей. Вывешивать меню с ценами на неделю или день на сайтах школ, если есть, либо делать рассылки по родительским чатам. Также должна быть информация о поставщиках питания, кто там работает, на каких условиях выиграли тендер и какие обязательства приняли. Кроме того, родители должны воспитывать культуру питания у детей, приучать их есть полезные блюда, а не чипсы и кока-колу. Если дома ребенок не ест каши, фрукты и овощи, то и в школе он не будет это употреблять. Ученики начальных классов зависимы от предпочтений родителей. Возможно, сравнение неуместное, но государство в год тратит на содержание одного осужденного около 877 тысяч тенге, в день - 2400 тенге. При этом меню заключенных согласовывается с Казахской академией питания, и оно лучше, чем у военнослужащих: мясо - до 200 граммов в день, почти ежедневно дают фрукты и молоко.
В Алматы на базе одной из школ с сентября запустили пилотный проект по организации питания с использованием всех норм и правил. Организаторы считают, что эта инициатива послужит примером для всех казахстанских школ. В школах Астаны внедряют безналичный способ оплаты за еду в школьных столовых. В столице на бесплатной основе горячее питание получают более 76 тысяч учащихся начальных классов и свыше 1200 детей из социально уязвимых слоев населения с 5 по 11-й класс. За счет спонсоров питание организовали для 620 детей. Стоимость столичного школьного обеда составляет 338 тенге. Безналичный расчет, который пока в качестве эксперимента внедрили в трех школах, будут осуществлять посредством транспортных карт Astra Plat. Баланс карточки родители пополняют через терминал либо онлайн. Столичные чиновники надеются таким образом решить проблему больших очередей в буфетах. Если пилотный проект покажет свою эффективность, то во второй четверти его распространят в других столичных школах. Еще одно новшество, которое намерены внедрить в столичных школах - видеокамеры на школьных кухнях. Столичное управление образования рассматривает такую возможность по предложению родительской общественности. Родители также хотят попросить комитет по охране общественного здоровья помочь разработать единые технологичные карты на все блюда, которые готовят в школах, чтобы понимать, из каких ингредиентов приготовлено то или иное блюдо. Помимо этого предлагают повысить ответственность директоров за работу комиссий по питанию, куда должны входить родители учащихся. Поскольку зачастую некоторые такие комиссии работают формально, в актах указывают, что в школе нет никаких проблем с питанием, а на деле всплывают негативные факты. При этом эффективность такой работы уже есть - на основании отчетов таких комиссий две школы расторгли договоры с поставщиками.
|