|
Алла Иванилова Только за 2009-2017 годы на пять программ занятости из бюджета выделили 850 миллиардов тенге. “А какова эффективность этих расходов? Сколько людей трудоустроили?” - задал вопрос депутат Аманжан Жамалов на парламентских слушаниях, посвященных проблемам занятости в стране, которые прошли в мажилисе в конце минувшей недели. По отчетам акиматов, Министерства труда только за 2017 год трудоустроились 450 тысяч человек. Однако в этом случае проблему безработных и самозанятых должны были давно решить. Впрочем, беспристрастный анализ показывает другое. Так, по итогам 2017 года краткосрочное профессиональное обучение завершили 68 тысяч человек, из которых трудоустроились всего 39 тысяч. В общественных работах, социальных рабочих местах и молодежной практике приняли участие 139 тысяч человек, но на постоянные рабочие места трудоустроились около 50 тысяч. “Очевидно, что при таком раскладе и главное - результатах мы никогда не решим проблему вовлечения населения в продуктивную занятость, как этого требует глава государства”, - заявил парламентарий
По его словам, за последние 10 лет ни по одной из пяти принятых программ занятости (то есть практически каждые два года принимали новую программу!) не сделали никакого анализа об их эффективности, вкладе в национальный продукт или росте производительности труда. Но при этом концептуально подход к решению проблем в этой сфере не менялся. А на местном уровне программу занятости уже более 10 лет и вовсе сводят к общественным работам, социальным рабочим местам и молодежной практике. По мнению депутата, необходимо, чтобы все государственные, отраслевые, региональные программы были нацелены на создание новых рабочих мест. Прежде всего речь идет о таких программах, как ГПИИР, “Нурлы жол”, “Нурлы жер”. “Так, в рамках ГПИИР с 2010 года ввели 1148 проектов на шесть триллионов тенге. Но при этом создали всего 107 тысяч постоянных рабочих мест. Число занятых в обрабатывающей промышленности выросло за это время всего на 16 тысяч человек, или на три процента. От программы “Нурлы жер” вообще поразительные результаты - за 2015-2017 годы число занятых в строительстве сократилось на 75 тысяч человек. А теперь сравните эти показатели с числом безработных и самозанятых - цифры совершенно разного порядка: 440 тысяч безработных и два миллиона самозанятых”, - констатировал Жамалов. В парламенте считают, что правительство должно изменить подходы в решении проблем занятости. Как уже говорили, ключевым показателем всех государственных, отраслевых, региональных программ должно стать число созданных постоянных рабочих мест, а эффективность этого показателя нужно оценивать через стоимость одного рабочего места для государства. Кроме этого необходимо предусмотреть комплекс стимулирующих мер для работодателей. Это в первую очередь снижение нагрузки на заработную плату. “Работодателям сейчас просто не выгодно нанимать людей, и сегодня все еще распространены серые зарплаты в конвертах. И эти работники сегодня составляют огромную армию - почти 800 тысяч человек”, - отметил Аманжан Жамалов. Депутат Айгуль Нуркина также указала на необходимость модернизации существующей политики занятости. По ее словам, анализ эффективности реализованных с 2011 года программ содействия занятости свидетельствует о невысоком уровне трудоустройства на постоянные рабочие места участников программ. “Большую часть мер и бюджетных средств направляют на создание временных рабочих мест. Эти меры по своей природе не соответствуют задачам обеспечения продуктивной занятости”, - заметила парламентарий. При этом директор центра прикладных исследований “Талап” Рахим Ошакбаев и вовсе подверг сомнению достоверность статистики, показывающей рекордно низкий уровень безработицы в стране. “Мы считаем, что достоверно никто не может сказать, какая реальная ситуация на рынке труда. Можно строить только гипотезы. В начале года наш центр в условиях ненадежности статистики предложил ввести в неформальный оборот понятие “группа риска”, к которой мы относим безработных, людей с непостоянными, низкими доходами, не имеющих соцотчислений или которые отчаялись найти работу. По оценке нашего центра, эта группа риска может составлять до 2,2 миллиона человек, или 24 процента от экономически активного населения”, - отметил он. Что касается будущего, то на рынок труда будет оказывать влияние перераспределение занятости из сельского хозяйства и промышленности в сферу услуг, урбанизация. Доля городского населения продолжит расти и к 2025 году с текущих 57 вырастет до 60 процентов, к 2050-му - до 70 процентов. В этой связи понадобится больше рабочих мест в городах, а создавать занятость на селе будет все сложнее. При этом эксперт такие современные тренды, как BigData, “искусственный интеллект”, “блокчейн” и так далее, назвал “развлекательной футурологией, не слишком актуальной”. Реальность такова, что наиболее востребованные на государственной электронной бирже труда профессии охранника, водителя и медсестры. Рахим Ошакбаев предложил изменить подходы к статучету, поднять зарплату педагогам, снизив расходы на квазисектор и банковскую систему. При этом он позитивно оценил введение правительством единого совокупного платежа, считая, что это может стать прорывной реформой.
Астана
|