|
Мадина Меирманова В конце прошлой недели в Туркменистане прошел саммит глав государств - учредителей Международного фонда спасения Арала. Событие важное не только с политической точки зрения. Арал, ставший едва ли не крупнейшей экологической катастрофой ХХ века, сегодня - лакмусовая бумажка взаимоотношений государств региона в решении одной проблемы. Пока все страны лишь на словах заявляли о готовности “прилагать совместные усилия”, де-факто же большинство предпочитали ставить на первый план вопросы собственной экономики, оставляя решение экологических проблем другим коллегам по фонду. Но, кажется, наметился перелом в региональной кооперации
Дело в том, что на Арале (в частности, в дельте Амударьи, то есть на узбекской территории) нашли нефть. И перспектива спасения Арала стала выглядеть совсем в ином свете. Но обо всем по порядку. Международный фонд спасения Арала (МФСА) создали четверть века назад, когда в марте 1993 года главы государств Центрально-Азиатского региона приняли Соглашение о совместных действиях по решению проблем Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона и подписали соответствующее положение. Фонд должен был стать источником финансирования и кредитования совместных межгосударственных экологических и научно-практических программ и проектов, направленных на спасение Аральского моря и оздоровление экологической обстановки в районах Приаралья. Средства же в фонд должны были поступать от государств региона и различных спонсорских источников: например, международных организаций и фондов. Но хотя за истекшие 25 лет через фонд прошли 15 миллиардов долларов (большая часть из которых - взносы государств-участниц), действительной интеграционной площадкой он так и не стал. Каждое государство самостоятельно тратило свои взносы, решая собственные проблемы с морем. Тем не менее нашей стране кое-что удалось сделать. В частности, Казахстан реализовал проект, родившийся еще в советское время, - восстановил северную часть моря, так называемый Малый Арал. Проект “Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря” (РРССАМ) позволил аккумулировать в северной (казахстанской) части моря дефицитную воду. Кокаральская дамба (высота составила шесть метров, а ширина - 300 метров, 140 из которых - пляжный откос), по сути, просто разделила Арал на две части. Водосбросная плотина позволяет держать уровень воды в Малом Арале на безопасной отметке (в случае чрезмерно резкого притока воды, например, во время весеннего паводка). Но в то же время не дает воде уходить в Большой Арал, приходящийся на территорию Узбекистана и активно мелеющий.
В результате на территории Казахстана море начало активно наполняться. В казахстанской северной части Арала процесс отступления воды не просто остановили, там началось постепенное заводнение когда-то высохших территорий. Уровень воды в Северном Арале вырос с 39 до 42,2 метра, и море приблизилось к Аральску на расстояние 25 километров. Пропускная способность русла реки Сырдарьи увеличилась от 350 до 700 кубических метров в секунду; северную часть Аральского моря сохранили в качестве географического и климатообразующего объекта: осушенное дно моря покрылось зеркалом воды на площади 870 квадратных километров (с 2414 до 3288 квадратных километров); объем воды в море увеличился на 11,5 кубического километра (с 15,6 до 27,1 кубического километра); снизилась минерализация воды с 23 до 17 граммов на литр. Интересна позиция Ташкента, который оказался рьяным критиком проекта по восстановлению Малого Арала. Он неоднократно заявлял, что Кокаральская дамба разрушает Большой Арал (поскольку исключает переток в южную часть моря), и выступал категорическим противником реализации второй фазы проекта РРССАМ. (Она предусматривает спрямление русла Сырдарьи на нескольких участках, укрепление защитных дамб и восстановление Камышлыбашской и Акшатауской озерных систем в Аральском районе. Ожидается, что вторая фаза проекта позволит приблизить море к Аральску на расстояние одного километра. Стоимость второй фазы проекта - 126 миллионов долларов.) При этом Узбекистан не снижал объема забора воды из Амударьи. И вот с недавних пор Ташкент кардинально поменял свою позицию. Заявив, что восстановить южный (Большой Арал) уже невозможно, руководство страны решило сделать акцент на сохранении Айдар-Арнасайской системы озер. На территории же бывшего моря решили начать работы по озеленению, чтобы минимизировать распространение поднимающейся с бывшего морского дня соленой пыли. Изменению настроений Узбекистана в части восстановления водной поверхности послужили и чисто экономические причины - на территории дельты реки Амударьи и на дне Аральского моря разрабатываются месторождения нефти и газа. И с середины 2000-х годов началась активная добыча этих ископаемых. А дело в том, что, как заявляют эксперты, восстановление узбекской части Арала приведет к поднятию грунтовых вод в дельте, затоплению сейчас осушенных участков дна, что резко осложнит любые производственные работы для нефтегазовой отрасли. А это Узбекистану не очень выгодно. Поэтому сейчас Ташкент делает ставку на сохранение текущего уровня своей части Арала при одновременном улучшении экологической ситуации в регионе за счет озеленительных мер. А потому для Узбекистана очень важно сотрудничество с Таджикистаном и Туркменистаном (находящимися по течению Амударьи), чтобы не допустить дальнейшего снижения стока. На саммите в Туркменистане президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев предложил коллегам сделать из Приаралья зону экологических инноваций и технологий. “Эта инициатива направлена на объединение наших общих усилий в целях формирования условий для привлечения иностранных инвестиций в разработку и внедрение экологически чистых технологий, комплексного внедрения принципов “зеленой” экономики, развития экотуризма и реализации других мер”, - заявил он. При этом Международный фонд спасения Арала должен стать ключевым игроком в переговорах с ООН, Всемирным банком, Азиатским банком развития и Глобальным экологическим фондом на предмет созыва специальной конференции. Как заявил президент Узбекистана, международные организации могли бы помочь в формировании такой зоны “с учетом опыта реализации таких проектов в экологически неблагоприятных регионах мира, выделение на эти цели долгосрочных льготных кредитов и грантов”. Но для реализации подобных глобальных проектов потребуется модернизировать и работу самого фонда. Нурсултан Назарбаев рассказал, что страны-участницы договорились усовершенствовать работу фонда. “В узком кругу мы откровенно и честно обсудили все вопросы, в том числе по пересмотру устаревших решений, а также проанализировали деятельность всех его руководящих и исполнительных органов, - сказал президент Казахстана. - Настало время автоматизации системы управления, распределения, учета и мониторинга водных ресурсов бассейна Аральского моря, в том числе их качества. В нынешних условиях важно вернуться к вопросу создания Международного водно-энергетического консорциума Центральной Азии, необходимо рассмотреть вопрос постоянной дислокации исполнительного комитета МФСА в одной из наших стран”.
Астана |