|
Алан Байтенов Сотрудники налоговой службы Алматинской области проводят беспрецедентный рейд. Пока такой трюк не удавался никому из коллег - представители Управления государственных доходов (УГД) по Талгарскому району по-настоящему изымают автомобили тех людей, которые не оплатили транспортный налог. Долги ощутимые - как минимум около 400 тысяч тенге на каждого владельца люксового авто. К слову, по Талгарскому району Алматинской области задолженность по транспортному налогу составляет около 300 миллионов тенге. Всего же по области долгов накопилось примерно на два миллиарда тенге. А вот, к сведению, по Алматы долгов по транспортному налогу - около 6,3 миллиарда тенге!
Такие суммы долгов по налогам - 300 и выше тысяч, копят всего за год или два владельцы автомобилей с большим объемом двигателя - больше четырех литров. Как правило, это люксовые модели “низколетов” или чрезвычайно популярные у нас внедорожники. Собственно, владельцы таких авто и находятся под пристальным вниманием представителей налоговой службы - по ним сейчас идет отработка. Все выглядит красиво и профессионально - автомобиль объявляют в розыск, находят, изымают, и попадает он в специальный отстойник. Конечно же, пока ваша собственность хорошо охраняется - ведь это деньги. Живые. В случае, если должники проявят несговорчивость и не погасят долги перед государством, изъятые авто тут же отправят на аукцион. А там уже сколько дадут... Сильно торговаться не будут - главное, чтобы хватило на выплату налога. Ну а все, что останется, конечно же, вернут хозяину. Правда, из этого остатка вычтут все затраты, связанные с поимкой и задержанием должника, - работа спецслужб, эвакуатора, судебных исполнителей и прочих, кто задействован в этой операции. Навещают должников и дома. Представьте, каково начать утро с общения с судебным исполнителем. Посыл акции прост - не можешь обслуживать свое роскошное авто, будь добр... стать проще. И ведь работает! Как показывают результаты программы возврата долгов в бюджет, многие тут же каются - ссылаются на свою забывчивость (болезни, командировки, временные затруднения и общую нехватку времени) и бегут искать-собирать деньги. Как говорят представители упомянутого УГД, после такой стресс-терапии платят многие. И такой подход оказывается намного эффективнее запрета на выезд из страны. Работы только по Талгарскому району достаточно - всего здесь числится около 19 тысяч должников. Что еще примечательно, представители УГД вполне четко спланировали и сопровождение программы “выбивания” государственных долгов - они приготовили специальные баннеры. На полотнах крупными буквами указано - “изъято за неоплату налога”. Ими окутывают перевозимый на штрафную стоянку автомобиль. Что, оказалось, тоже неплохо работает. Теперь уже с другими должниками. И еще, это также стоит отметить, такую акцию невозможно осуществить без поддержки сотрудников полиции. Именно они имеют право по требованию представителей УГД арестовать автомобиль. В Алматинской области работают четко - должников ловят также и на трассах. Порой приходится “брать” уклонистов даже в результате погонь. Напомним, из механизма взимания государственных долгов вывели такое звено как суды. По мнению авторов поправок в Налоговый кодекс, суды существенно тормозят процесс получения денег, которые принадлежат государству. Официально это сделали для того, чтобы “разгрузить судебные органы”. Однако ходит и такая версия - оказывается, некоторые суды намеренно тормозят, а в некоторых случаях и отклоняют требования о взыскании налоговой задолженности. По закону, конечно. Но все же. По всему видно, Талгарский район - это пилотная зона, где реализуют проект жесткого, но справедливого решения вопроса возвращения огромного долга в казну. Если программа покажет свою эффективность, опыт вполне могут применить в масштабе республики. Ведь есть за что бороться. Мы не так давно прикидывали, сколько примерно только граждане-автолюбители должны в бюджет государства. Официальной информации в открытых источниках нет, наши расчеты базируются на усредненных значениях. Оттолкнемся от ситуации по одному городу - Алматы. Потому что есть хотя бы какие-то официальные цифры. Так, в этом городе должны по статье транспортного налога около 150 тысяч человек. Всего примерно 6,3 миллиарда тенге. Далее. Должниками, таким образом, являются 10 процентов от всего населения мегаполиса. Получается, что в среднем на каждого из 150 тысяч должников приходится примерно 42 тысячи тенге долга по налогу на транспорт. Представим, что средний показатель по всей республике такой же - 10 процентов должников, или около 1,7 миллиона человек. Тем самым, если действовать жестко в масштабах всей республики разом, можно собрать около 70 миллиардов тенге долгов только по одному транспортному налогу! Сумма, конечно, очень приблизительная, но, согласитесь, складывается она вполне логично. К сожалению, мы вынуждены опираться лишь на средние показатели. А вообще, не мешало бы нам знать общий долг государству по всем видам налогов во всех регионах. Минфин вполне мог бы опубликовать такой отчет. Хотя бы в воспитательных целях. А также в качестве плана работ для представителей УГД. Другое дело, что сотрудники УГД в других городах и регионах, особенно крупных, в одиночку пока неспособны продавить столь непопулярные и жесткие методы решения очень важной для всего общества проблемы. И причины отсутствия глобальной, общереспубликанской поддержки в программе сбора долгов хотя бы по таким видам налогов нам непонятны. Ведь долговые расписки - это мертвые, неработающие деньги.
Почему люди, владельцы автомобилей с объемом двигателя более четырех литров, чаще других являются неплательщиками транспортного налога и привлекают к себе внимание представителей налоговых органов? Не потому ли, что сумма после этой отметки резко возрастает?.. Мы решили посмотреть на ситуацию в ближайших странах-партнерах. Это Россия, Белоруссия и Кыргызстан. Возьмем и сравним ставки на очень популярный автомобиль с объемом двигателя 4,7 литра. У нас владельцу такого автомобиля надо заплатить в год более 286 тысяч тенге. (Если же автомобиль очутился в республике после 31 декабря 2013 года, то уже более 317 тысяч тенге.) При этом “четырехлитровые”, привезенные до 31 декабря 2013 года, “стоят” около 43 тысяч тенге в год. Разница почти в семь раз всего за 700 “кубиков”. Конечно же, такой расклад вызывает у некоторых, мягко говоря, разочарование в методах формирования суммы налога. В России, в Москве, за подобный автомобиль необходимо заплатить 42 тысячи рублей. На день подготовки материала - около 230 тысяч тенге. Если же авто зарегистрируют в другом регионе России, то ставка снизится. Предположим, в Республике Ингушетия (самые низкие ставки по России) за авто с таким объемом двигателя нужно будет заплатить чуть более 11 тысяч рублей, или чуть более 60 тысяч тенге в год. Белоруссия. В этом государстве также очень интересные условия. По таблице расчета транспортного налога за пользование нашим условным автомобилем (легковым, до трех тонн) надо отдать государству в год менее 200 белорусских рублей. Это примерно 30 с небольшим тысяч тенге. В Кыргызстане еще проще. Портал sputnik.kg дает такие расчеты - 2820 сомов, или, на момент подготовки материала, чуть более 15 тысяч тенге за авто с объемом двигателя 4,7 литра 2007 года выпуска. И 4230 сомов, то есть почти 23 тысячи тенге, для авто с таким же объемом двигателя, но уже 2018 года выпуска. Как видно из сравнения - у нас наиболее высокие ставки по транспортному налогу на выбранную категорию автомобилей. Стоит задуматься.
|