|
Алла Иванилова В рамках гуманизации казахстанской уголовно-исправительной системы около пяти тысяч заключенных, отбывающих наказание за тяжкие преступления, отпустят на свободу досрочно. Однако вызывает сомнения - готовы службы пробации к такой дополнительной нагрузке?
В казахстанских тюрьмах еще много заключенных. К такому выводу пришли эксперты по итогам подсчета рейтинга стран мира по уровню тюремного населения, проведенного совместно с международным центром тюремных исследований (ICPS) и международной тюремной реформой (PRI). В качестве показателей принимали количество осужденных к лишению свободы и численность населения страны. Так, согласно рейтингу 2018 года Казахстан занимает 71-е место в общемировой таблице с показателем 194 осужденных на 100 тысяч общего населения страны. При этом наша республика остается на 48-м месте среди 220 стран мира по количеству людей, находящихся в тюрьмах. Этот показатель, с учетом увеличения роста общего населения страны, не меняется в последние два года. Хотя в 2014 году заявленная реформа на снижение уровня тюремного населения должна была вывести республику как минимум из 50 стран с высоким уровнем тюремного населения. При этом соседний Кыргызстан с населением 6,5 миллиона человек приближается к середине таблицы, занимая 92-е место в общемировом рейтинге с показателем 10,5 тысячи осужденных, разделяя позиции с Новой Зеландией и Нидерландами. В то время как Казахстан находится в одной пятерке с Туркменистаном, Чили, Беларусью и Танзанией. Однако стоит признать, что принятые меры по развитию службы пробации, применению гуманных актов, в целом политика гуманизации уголовного законодательства постепенно приводят к снижению тюремного населения страны - за годы независимости оно сократилось втрое, или со ста тысяч осужденных в 1990-х годах до 35 тысяч - в 2018 году. Из-за сокращения количества заключенных в Казахстане закрывают колонии.
Останавливаться на этом власти не намерены, да и, видимо, желание выйти из 50 стран, где больше всего “сидельцев”, велико. В этой связи взяли очередной курс на гуманизацию. Работать в этом направлении начали несколько лет назад. В итоге пришли к тому, что Уголовный кодекс смягчили. Тюремного срока теперь могут избежать воры, мошенники, лица, которых впервые привлекают к уголовной ответственности. Вместо лишения свободы будут назначать альтернативные меры наказания. В частности, общественные работы и ограничение свободы вводят по 260 составам преступления. Также снижают штрафы, уменьшают сроки лишения свободы по 36 составам. На пять лет сокращают давность по тяжким преступлениям, что повлечет освобождение до пяти тысяч осужденных. Однако попадающим под эту реформу сократят сроки на пять лет при условии, что судом им назначили не более 12 лет заключения. Напомним, к тяжким преступлениям в Казахстане относятся изнасилования, кражи, грабежи, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Максимальное наказание за их совершение согласно Уголовному кодексу не превышает 12 лет лишения свободы. Гуманизация экономически выгодна стране с учетом того, что расходы на содержание одного осужденного и следственно-арестованного в день составляют 2,4 тысячи тенге, а в год - 876,9 тысячи тенге. При этом из числа трудоспособных работают 72,2 процента заключенных. Их среднемесячная зарплата по республике варьируется от 22 до 30 тысяч тенге, а деятельность засчитывается в трудовой стаж. Отпустив на волю около пяти тысяч осужденных, госказна сэкономит кругленькую сумму. Однако появится другая проблема - как социализировать освобожденных? Ведь им надо где-то жить, работать, чтобы они вновь не встали на кривую дорожку. Сегодня в стране этими вопросами занимаются служба пробации, местные исполнительные органы в лице акимата, отделы координации социальных программ и трудоустройства. При этом в стране нет ни одного центра реабилитации для бывших заключенных. А ведь освобожденные люди нуждаются и в социально-психологическом сопровождении. По мнению экспертов, цель гуманизации наказаний и освобождения заключенных не должна выражаться в очистке тюрем и освобождении бюджета. Учитывая, что покидающие тюремные стены люди представляют определенный риск для общества, необходимо быть готовым к этому, а значит, предоставить им работу, жилье, при необходимости и другую поддержку. Кроме того, экс-заключенные покидают только тюрьмы, но по-прежнему должны быть под постоянным контролем правоохранительных органов - отмечаться у инспекторов, не выезжать из города, до 23.00 находиться дома. А чтобы контролировать около пяти тысяч “вновь прибывших”, нужно расширять штаты служб пробации.
Астана |