|
Мадина Меирманова Процесс разгосударствления экономики идет полным ходом. Точнее, должен идти, но по давно заведенной традиции его успешно тормозят нерадивые исполнители
Вторая волна массовой приватизации стартовала в Казахстане в 2014 году. Цель ее проста - уменьшить присутствие государства в экономике, что должно дать импульс для развития частного бизнеса в освобождаемых сферах. Эту волну условно разделили на несколько этапов. Сейчас реализуют второй, начавшийся в 2016 году и заканчивающийся в 2020-м. По данным на 1 июля, из 887 объектов комплексного плана (то есть тех, что запланировали для продажи) выставили 502 объекта, из них продали 421 на сумму 216 миллиардов тенге. 266 объектов находятся на стадии реорганизации и ликвидации. Как сообщил министр финансов Бахыт Султанов, “выполнение Комплексного плана приватизации с учетом реорганизуемых и ликвидируемых объектов составляет 77,4 процента”. К слову, ста процентов нужно достигнуть к 2020 году. В первом полугодии нынешнего года запланировали выставить на продажу 104 объекта. Правда, в итоге выставили всего 89, по оставшимся 15 объектам приняли решение о реорганизации и ликвидации. А из выставленных объектов продали 39 на сумму 36 миллиардов тенге, из которых два - республиканской собственности, 18 объектов принадлежали регионам, 19 - собственность нацхолдингов и нацкомпаний.
Самыми дорогими объектами стали те, что раньше принадлежали республике. Так, АО “Национальный научный медицинский центр” (Астана) в июне продали за 5,75 миллиарда тенге, а АО “Казахский ордена “Знак Почета” научно-исследовательский институт глазных болезней” - в марте за 2,305 миллиарда. Дороже республиканской собственности только так называемые топовые объекты. Из 63, которые государство хочет отдать в частные руки до 2020 года, на начало июля продали 15 на сумму 110,5 миллиарда тенге. Так, за 11,5 миллиарда продали два объекта республиканской собственности (АО “Казмедтех” и уже упомянутый “Национальный научный медицинский центр”). Еще 9 активов, принадлежавших ранее ФНБ “Самрук-Казына”, принесли 98,7 миллиарда. По словам главы Минфина, к реализации в текущем году запланировали 39 топовых объектов, из которых в первом полугодии восемь выставили, в том числе два продали. Остальные объекты на стадии предпродажной подготовки и переговоров с потенциальными покупателями. Но четыре объекта, как выяснилось, могут стать “проблемными”. “Госорганами не выполнены необходимые мероприятия для выставления на продажу либо рекомендации комиссии по приватизации. Это объекты министерств по инвестициям и развитию, оборонной и аэрокосмической промышленности, культуры и спорта, образования и науки”, - сообщил Султанов. Премьер поручил разобраться и “взять под жесткий контроль” качество и своевременность процессов приватизации. И, судя по всему, речь идет не только о четырех запаздывающих объектах. Султанов озвучил список нарушителей правительственных планов приватизации. Среди них акимат Алматинской области, СПК “Астана” (“затягивание” предпродажной подготовки и оценки объектов), Алматы, Астана, ВКО и “Самрук-Казына” тянут с ликвидацией непродающихся объектов. Еще по двум объектам, принадлежащим Актюбинской области и СПК “Астана”, не принята дорожная карта с планом мероприятий по приватизации. Еще по 35 объектам (собственники: акиматы Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской областей, нацхолдинги “Самрук-Казына”, “Байтерек”, СПК, “Атырау”, “Солтустик”, “Астана”) не откорректировали дорожные карты по срокам проведения торгов. Пока Минфин подгоняет отстающих, Миннацэкономики в срочном порядке готовит законодательное поле для продажи активов нацкомпаний на бирже. Как сообщил глава ведомства Тимур Сулейменов, министерство разрабатывает поправки в Закон “О рынке ценных бумаг”, которые снимут законодательные ограничения для проведения публичного размещения акций национальных компаний, входящих в группу ФНБ “Самрук-Казына”. Кроме того, Миннацэкономики намерено расширить список продаваемой госсобственности как минимум на 38 организаций. И, судя по всему, это расширение не последнее. Правительство намерено не просто снизить госсобственность в экономике до уровня не выше 15 процентов (а это значит, продать максимально возможное количество доходных предприятий), но сделать так, чтобы вся эта собственность продолжила стабильно функционировать, а налоги, которые будут платить ее новые владельцы, неуклонно росли.
Астана |