|
Алан Байтенов Цифровизация нашей жизни дает массу преимуществ - многие услуги, которые базируются в основном на персональных данных, можно получить одним кликом. Конечно же, возникают и сложности - одним кликом информацию о гражданине может получить и кто-нибудь интересующийся. Причем ранг, социальное и служебное положение объекта интереса совершенно не учитываются. Все уравнены паспортом, гражданством и двоичным кодом. Но теперь мы вроде как под защитой - нам дают возможность блокировать доступ к личной информации. Или наоборот? Разрешить, если мы ничего не предпримем...
Мы помним скандалы с несанкционированным доступом к личным данным, которые произошли в конце минувшего года. Человек не был согласен с тем, что кто-то получил адресную справку и справку о наличии (отсутствии) недвижимости без его ведома. Результат - трех сотрудников ЦОНа уволили, а также министр информации и коммуникаций объявил выговор заместителю председателя правления “Правительство для граждан”. И вот в сфере защиты персональных данных вводят новый механизм - теперь каждый человек, которому небезразлично, кто, когда и с какой целью интересовался его личными делами, может лимитировать доступ к этой информации. Это, говорят в официальном сообщении, сделать элементарно - надо поставить только одну галочку. Живет она в личном кабинете портала eGov. Все - проблема несанкционированного доступа решена. Но тут возникают два вопроса. Первый - получается, раньше наши данные были незащищены, раз пришлось вводить специальное окошко с галочкой? Нет, это не так - были защищены. Второй - зачем же тогда она нужна? Получается, что наоборот - для того, чтобы разрешить. Смотрите, как удобно получается: не было галочки - данные защищены законом от постороннего глаза в любом случае. Теперь она появилась. И, получается, если ты ее не установил в режиме “запретить”, значит, разрешил... Сколько человек об этом думают - запретили они возможность запрашивать и получать персональные данные или нет? Да и вообще - заботится ли наше большинство о том, что кто-то может следить за его кредитной историей, пенсионными отчислениями, наличием движимого и недвижимого имущества, за тем, кто и с кем состоит в родстве. За тем, сколько детей, чем болеет и сколько должен налогов, штрафов...
И ведь это отличная идея и выход из сложившегося положения. Сказать хотим об этом совершенно без сарказма. Первое, как мы уже упомянули, снятие ответственности за доступ - вроде как больше никого не уволят. Ну а второй момент - каждый, кому не безразлично все то, о чем мы сейчас говорим, пойдет в свой личный кабинет на eGov и “клацнет”, куда нужно. При этом, естественно, проверят срок годности своих ЭЦП. И эти активные пользователи, которым не все равно, надоумят своих близких провести такую же операцию по блокировке личных данных. А это, предположим, новые аккаунты на портале eGov, новые получатели ЭЦП и прозрачных государственных услуг. Конечно же, и прямая финансовая выгода - люди, вполне возможно, воспользуются платежным шлюзом портала для оплаты штрафов или налогов. Собственно, так популярность и нарабатывается. А также оправдываются само существование и работа государственного сервиса - популярностью среди граждан. Вот что может сделать всего одна галочка. Впрочем, есть еще обстоятельство, которое идет в плотной связке с упомянутой кнопкой запрещения доступа. Теперь на нее можно будет “нажать” удаленно. Эту возможность введут чуть позже, до конца года. “Нажать” ее можно с помощью sms-уведомления. То есть доступ к личным данным, предположим, сотрудник ЦОНа получит лишь в том случае, если пользователь даст на это разрешение специальным sms-ответом. Удобно. Работает примерно по принципу систем интернет-банкинга, где ты разрешаешь совершение платежа. Механизм для многих из нас понятный и знакомый. Но есть и еще один не менее важный момент - похоже, что таким способом планируют форсировать программу привязки конкретного номера к конкретному аккаунту на eGov. Да, мы и так телефонный номер регистрируем на себя. Но теперь информацию о владельце (ИИН) получит не только оператор, но и портал eGov. Зачем? Есть так называемый проект “мобильное правительство”. А это услуги через мобильное приложение eGov (отдельный проект со своей статьей расходов), прямая связь с пользователем, вопросы безопасности, независимая от операторов связи информационная база данных, а также дублирование персональной информации. К тому же в случае чего (предположим, экстренная ситуация - человек пропал) это позволит косвенно выйти на идентификационный номер используемого личного мобильного устройства. Ведь если заглянуть в Правила регистрации абонентских устройств сотовой связи, видим: “Для регистрации (перерегистрации) абонентского устройства сотовой связи его владелец посредством автоматической системы обслуживания либо обратившись в офис обслуживающего его оператора сотовой связи представляет: ИИН (для физического лица) или БИН (для юридического лица); идентификационный код абонентского устройства сотовой связи; абонентские номера, используемые в телефоне”. Налицо дублирование и закольцовывание информации, что в первую очередь говорит о цели повышения надежности баз данных. Надеемся, что весь этот сбор информации и новый принцип доступа к ней предпринимается исключительно для нашей общей безопасности и отслеживания преступной активности. В принципе, ничего в этом военного нет - это, по сути, тот же взгляд на очередь из кабинета начальника центра обслуживания. Это когда опытный может на расстоянии определить, кто с чем пришел и зачем стоит. Только теперь в электронном виде. Главное, чтобы на сторону это знание не ушло - тем, кто хочет раскачать общество. Что сделать гораздо проще, имея на руках досье с проблемами и интересами почти каждого казахстанца. Ну и, собственно, опять о той самой галочке. Интересно - остановит ли она спецорганы в деле запроса личной информации? А лучше задать такой вопрос - узнаем ли мы вообще об интересе к персоне со стороны определенных организаций при установленной блокировке доступа? Или же это, в случае с ними, все же галочка-формальность? |