|
Алла Иванилова Завтра - лето! Это самая беззаботная пора для школьников, однако для родителей она оборачивается головной болью, поскольку возникает вопрос: чем занять ребенка в эти три месяца? Государство в лице Министерства образования и науки подготовило свой досуговый план, где помимо отдыха и оздоровления появились мероприятия по обучения жизненно необходимым навыкам. Но, несмотря на старания чиновников, “летнюю программу” нельзя назвать полноценной
Многие родители, которые “родом из Советского Союза”, ностальгируют о тех временах, когда дело касается летнего детского отдыха. “Зачем человеку каникулы? Задумывался кто-нибудь? А человеку каникулы - затем, чтобы отдохнуть!” - звучало в одной из задорных детских песен начала 80-х. И это было действительно так. Пионерские лагеря были самым распространенным досугом среди советских детей и любимым местом проведения долгожданных летних каникул. С этими оздоровительно-воспитательными учреждениями до сих пор связано множество воспоминаний у старшего поколения. Главная цель такого отдыха - активизация спортивного и военно-патриотического воспитания. Еще одна важная задача - оздоровление. Неслучайно детские лагеря строили вдали от шумных городов, в окружении лесов, на берегах живописных водоемов. Были и летние трудовые лагеря, где советские школьники приобщались к труду, помогая по хозяйству местным жителям, работая в близлежащих колхозах и совхозах, убирали урожай с полей и садов.
Памятуя о таком летнем отдыхе, многие родители задаются вопросом: почему бы не возродить подобное в Казахстане, но уже учитывая современные реалии? Ведь каникулярное время не менее важный, чем школьный, период в воспитательном процессе. Но реальность такова, что загородных лагерей катастрофически мало и на всех их не хватает. В республике в этом году планируют деятельность 224 загородных лагерей, из которых 138 государственные и 86 частные. Как вариант - летний отдых в загородных лагерях отдать частникам, которые будут эффективнее управлять имеющимся хозяйством. Но одной из причин, по которой этого еще не сделали, является цена вопроса. Путевки выкупают за счет бюджета, поэтому дорогие будут государству невыгодны. В этом случае можно размещать госзаказ, как с частными детскими садами, где определенную долю затрат берет на себя государство, которое должно быть заинтересовано в полноценном летнем отдыхе школьников. Можно в этом вопросе вернуться к советской практике, когда отдыхающий оплачивал только 30 процентов от стоимости санаторно-курортной путевки. Переход многих детских лагерей в частные руки позволил руководству самостоятельно решать, на что потратить деньги. Администрация сама формирует контент, педагогический коллектив, расставляет приоритеты. И если раньше все лагеря были похожи друг на друга, то теперь каждый стремится обрести свое лицо, стать неповторимым и уникальным. Поэтому и досуг организовывают по принципу “кто во что горазд”. В случае развития этой ниши, ее субсидирования чиновники одним махом убили бы двух зайцев: обеспечили школьникам “настоящий” и полноценный летний отдых и за внесенную “определенную плату” имели бы рычаги давления - продвигали общую идеологию воспитания подрастающего поколения. В свою очередь, владельцев загородных детских лагерей не заботил бы вопрос наполняемости, она была бы поставлена на поток. Все были бы в выигрыше. Но пока Министерство образования и науки пытается найти общий альтернативный вариант для организации летнего отдыха детей. Помимо пришкольных лагерей будет действовать около двух тысяч палаточных, спортивных, юрточных. Кроме того, в дворовых клубах, учреждениях образования будут работать кружки, организуют экскурсии. Летний отдых детей развивается в двух направлениях: оздоровление и занятость. Всего в этом году из 2 миллионов 814 тысяч учащихся с первого по десятый класс оздоровлением охватят почти 2,6 миллиона детей. По сравнению с прошлым годом - больше на 120 тысяч. Различные секции, кружки, клубы и экскурсии этим летом будет посещать 91 процент школьников. Однако далеко не все дети хотят заниматься в бесплатных кружках и секциях. Так, в ходе исследования, проведенного специалистами Urban Forum Kazakhstan совместно с Детским фондом ОО ЮНИСЕФ, установили, что, несмотря на их разнообразие, 82 процента алматинских семей отдают своих детей в платные секции. Причина этого - морально устаревшие кружки и секции, предлагаемые государством, где школьникам не интересно. Исследование проводили в рамках продвижения инициативы “Город, дружественный ребенку”, и в числе прочего установили, что более 70 процентов всех детей в Алматы, независимо от районов проживания, заинтересованы в получении дополнительного образования помимо школы либо уже получают его, посещая какие-то кружки и секции. Эксперты считают, что чиновникам стоит детальнее изучить вкусы современных школьников, которым уже недостаточно просто танцев или шахмат, а нужно что-то новое. Многие существующие дворцы школьников в городах пустуют, при этом в частные мини-центры выстраиваются очереди. Если государство на самом деле заинтересовано в содержательном досуге подрастающего поколения, то стоит пересмотреть наполнение кружков и секций с учетом интересов поколения next, ведь даже курсы кройки и шитья или приготовления пищи можно адаптировать под современные реалии, сделав увлекательными.
По мнению премьер-министра страны Бакытжана Сагинтаева, необходимо усилить общественный мониторинг за работой летних лагерей. В прошлом году впервые использовали механизм общественного контроля. В состав комиссии, созданной во всех регионах республики, вошли представители НПО и родительской общественности. Изучили деятельность более 12 тысяч детских лагерей. По итогам мониторинга даны конкретные рекомендации. Глава Минобразования считает, что эту работу следует продолжить и в 2018 году.
Астана |