|
Алан Байтенов Штрафы за парковку пока не отменяют. Такое решение вынес Административный суд Алматы. Инициативная группа юристов проиграла первую битву. Сейчас готовят апелляцию. Конечная цель - доказать, что штрафы за неоплаченную парковку нелегитимны при существующем механизме фиксации нарушений. Если все получится, как задумали правозащитники, то случится прецедент - общественность, которую представляют юристы, наконец сможет доказать: в вопросе сбора денег с целого города не может быть неточностей, натяжек и непрофессионального отношения
Правозащитников беспокоит главное - способ сбора информации, на основе которого выписывают штрафы горожанам. Дело в том, что сотрудники службы парковки фиксируют номера тех автомобилей, которые находятся в специальных зонах, что называется, “в ручном режиме”. И собственно на основе этой информации, если система паркоматов не подтверждает факт оплаты, уведомление отправляют в ДВД города. Дальше выписывают штраф. А это, мол, уже является противоречием нормам закона. В частности, положениям Административного кодекса, где, по словам правозащитников, содержатся нормы под общим названием “Поводы и основание для возбуждения дела об административном правонарушении”. В частности, “поводы и основание”, уточняют юристы, должны базироваться на беспристрастном машинном отчете. Допустим, фиксации нарушения в автоматическом режиме. Это логично - необходимо исключить человеческий фактор. Ведь если это ручной режим, то, согласитесь, могут допустить ошибки ввода данных. А то и намеренное, корыстное желание посадить кого-либо на штраф... Мало ли, что может прийти в голову такому непостоянному психологически существу, как человек? Впрочем, люди также уполномочены фиксировать нарушения и выписывать штрафы. Но ведь это компетентные стражи порядка - полицейские. Они не только проходят обучение, носят мундир, погоны (с ними честь), но и несут ответственность за свои действия. Кто же по сравнению с ними эти парковщики, которых можно просто взять и нанять по объявлению на столбе? И которые в случае чего просто уйдут и “потеряются”? Однако суд так не считает. Но при этом, как ни странно, все же соглашается, что фиксация факта нахождения человека на платной парковке происходит в неавтоматическом режиме. В общем, правозащитники подают апелляцию и настаивают на проведении экспертизы.
Время без учета Еще что беспокоит инициативную группу - система платных парковок в Алматы создана так, что не позволяет фиксировать точное время нахождения автомобиля на территории парковки. На наш взгляд, это наиболее значимый момент, который требует серьезного разбирательства, так как говорит о безалаберности в вопросе сбора денег с целого города. Да, именно с целого города - паркоматы растекаются далеко за пределы “золотого центра” Алматы. Постепенно начинают захватывать рынки, то есть наиболее прибыльные места. А ведь мы хотим напомнить, что на стадии создания очередной системы платной парковки в городе общественности этот проект презентовали с пометкой “социально необходимый”. Мол, наведем порядок, сможем освободить центр города от назойливых машин, улучшим экологию и на собранные деньги подтянем инфраструктуру... На деле же порядка нет, и неучтенный нал никуда не делся. Ведь до сих пор нет возможности знать точно, сколько ты простоял и сколько обязан заплатить. Однако суд почему-то на подобное халатное отношение к деньгам внимания не обращает. Мол, это не так важно по сравнению с самим фактом неоплаты за постой. Отчасти согласны. Но существующее отношение к деньгам вполне заслуживает внимания проверяющих органов. Сейчас объясним. “НП” не так давно поднимало вопрос неучтенных денег с городской парковки. Вопросы мы задавали конкретно представителям ТОО “Алматы СпецТехПаркинг Сервис”. Нас, как пользователей платной парковкой, интересовал момент неотвратимости платежа. То есть, если посмотреть глубже, вопрос эффективности и компетентности управляющего ТОО. Но, как выяснилось, технической возможности фиксировать точное время и следить за ним у упомянутого ТОО нет. Хочется верить, что со стороны ТОО в финансовом смысле все чисто, так как информация по оплате уходит непосредственно в налоговые органы. Однако получается, что поминутное пользование парковкой конкретным человеком не видит даже оператор. Или все же есть реестр, где конкретно посчитано все по минутам и секундам? Ведь это логично - все же живые деньги. Но тогда почему у нас - тех, кто платит не кому-нибудь, а городу, - нет доступа к этой информации? Ведь мы первые, кто имеет право знать, за что конкретно и кому оплатили. Если следовать этой логике, не знают, сколько денег собрали до копейки, то есть сколько “времени” продали конкретно до секунды, также и представители надзорных финансовых органов. И если это так, то действительно все выглядит странно и непрофессионально. Ну а если знают, то почему эту информацию скрывают от нас - от тех, повторимся, кто заплатил свои деньги? Еще раз напомним, земля города, выделенная под парковки, не является чей-то личной собственностью. Скрывают от нас и то, куда идут эти средства. Конкретно на какие социальные проекты и программы. Раз все прозрачно, то почему нет единого отчета до сих пор? К сведению, это немалые деньги. Марат Принбеков, генеральный директор ТОО “Алматы СпецТехПаркинг Сервис”, на пресс-конференции, посвященной деятельности компании, указал: за 2017 год собрали 659 миллионов тенге (при этом отдали в качестве налогов 269 миллионов тенге). Кстати, подобный налоговый режим является дополнительным доказательством того, что в первую очередь это бизнес-проект. Даже несмотря на то, что, как отмечал Марат Принбеков, напомним, являясь генеральным директором частного ТОО: “Наша цель не сбор денег, а заградительная мера. Чтобы разгрузить наиболее сложные территории города”. На наш взгляд, именно момент с небрежным отношением к времени и общественным, по сути, муниципальным деньгам, которые собирает упомянутое ТОО, и должно стать главной целью судебного разбирательства. И здесь два выхода - либо сделать систему абсолютно прозрачной, либо упразднить систему платной парковки по одному-единственному факту - несерьезному отношению к деньгам большого города. Что если акимат города, как один из участников проекта, объявит акцию - мол, не нашел информации по своему автомобилю с указанием точного времени и денег оплаты, можешь свободно ехать. Что-то вроде: не дали чек - услуга за наш счет. Вот тогда, уверены, все вопросы с точным исчислением денег и доступом к этой информации решили бы моментально.
|