Мадина Меирманова У Казахстана выгодное геополитическое положение в центре материка, у которого, однако, есть один минус - отсутствие выхода к Мировому океану. Так распорядились история с географией, но политика с экономикой способны ситуацию исправить. Таким мегапроектом может стать судоходный канал “Евразия”, соединяющий Черное и Каспийское моря, идею строительства которого озвучил Казахстан на прошедшем в Сочи очередном саммите Евразийского экономического сообщества
Сама по себе идея не нова, но президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал партнеров по ЕАЭС вернуться к ней, поскольку такой инфраструктурный мегапроект мог бы стать драйвером экономического роста всего Союза. А поскольку предприятие это еще и весьма дорогостоящее, то в качестве доноров предложено использовать финансовые организации ЕАЭС - Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. Для Астаны подобный проект стал бы прорывом и открыл доступ к морским путям. Находящийся в глубине материка Казахстан хоть и располагает выгодным геополитическим положением, но с точки зрения конкурентоспособности товаров (по причине дорогой логистики) проигрывает конкурентам. Прямой выход к морским портам смог бы решить эту проблему. Особенно, если бы канал был глубоководным и рассчитанным на большие суда. Дело в том, что один водный путь уже давно существует - Волго-Донской канал. Однако он рассчитан на небольшие суда (его глубина - около 3,5 метра), что делает его непригодным для прохождения большинства кораблей, используемых в морских перевозках. Впрочем, уже давно рассматривались несколько вариантов проектов судоходных каналов, соединяющих Каспий с Черным морем через Азово-Черноморскую акваторию. Первый - углубление Волго-Донского канала за счет шлюзов и соединение его с рекой Кубань и выходом в Черное море. Был также вариант строительства второй ветки канала протяженностью около 1500 километров. Второй вариант - использовать природный ландшафт и продолжить канал по Кумо-Манычской впадине. Впадина эта, по мнению ученых, является древним проливом, соединявшим в геологическом прошлом Черное и Каспийское моря. Но сейчас эта территория относительно маловодна (большинство озер и каналов здесь рукотворные). А это означает, что для обводнения канала протяженностью 700 километров потребуется дополнительная переброска воды. Впрочем, большим плюсом здесь является наличие построенного еще в 1930-е годы Манычского судоходного канала (он прошел через природные озера и созданные в тот же период водохранилища). Уже имеющийся путь можно расширить до 50 метров и углубить до 13 метров, что позволит проходить по каналу тяжелогруженным судам. Именно это направление и предлагает Астана.
Более того, лет 10 назад ОАО “Институт Гидропроект” и Евразийский банк развития (учредителями в нем являются правительства Казахстана и России) заключали контракт на выполнение российским проектным институтом сравнительной оценки технико-экономических характеристик проектов строительства судоходного соединения Каспий - Азов - Черное море. Тогда планировали определить оптимальный вариант трассы через Кумо-Манычскую впадину и произвести предварительную оценку требуемых капиталовложений, сроков строительства и эффективности создания нового водного пути. Что касается его стоимости, цифры год от года увеличиваются. В середине 2000-х стоимость строительства канала “Евразия” через Кумо-Манычскую впадину оценивалась в пять миллиардов долларов, в прошлом же году, когда тему создания нового водного пути вновь обсуждали, цену проекта озвучивали уже на уровне 11 миллиардов плюс ежегодное обслуживание около 70 миллионов долларов. Хватит ли у ЕАЭС сил и средств для реализации подобного “мегапроекта” - непонятно. Но подобная стройка века может стать мощным стимулом для развития экономик как государств Центральной Азии, так и России. И, что немаловажно, превратиться в еще одну ветку Великого Шелкового пути - транзита грузопотока из Китая в Европу и обратно.
ЕАЭС сегодня - самое успешное “дружеско-интеграционное” образование на постсоветском пространстве за все 27 лет его существования. Созданный в 2015 году на базе Таможенного союза трех стран (Беларусь, Казахстан, Россия), Евразийский экономический союз выдержал испытание санкциями против одного из его участников и расширился на пару стран (Армения, Кыргызстан). На прошедшем в Сочи заседании Высшего Евразийского экономического совета статус государственного наблюдателя в ЕАЭС получила Молдова. Союз наладил свободную торговлю с Вьетнамом, готовится - еще с несколькими. Ожидают, что следующим станет Иран (однако выход США из антиядерной программы и возобновление санкций против Тегерана могут существенно затормозить этот процесс). К союзу (с точки зрения создания зоны свободной торговли) также присматриваются Таджикистан, Монголия, Турция, Египет, Таиланд, Сербия, Индия. Еще несколько десятков стран проявляют интерес к сотрудничеству с Евразийским союзом. Причин такого интереса немало. Огромное пространство с относительно небольшим (в масштабах, например, Европы) населением (около 180 миллионов человек), но с огромным запасом ресурсов и потребностью в инвестициях и открытии новых производств. Учитывая относительно либеральную инвестиционную политику во всех странах ЕАЭС и довольно большой и еще не переполненный конкурентами рынок сбыта, евразийский экономический союз становится привлекательным бизнес-партнером.
Астана |