|
Алан Байтенов ЕАЭС продолжает политику ужесточения условий международной интернет-торговли. Того, что приняли недавно, в декабре 2017 года, уже недостаточно. Поэтому сейчас Минфин РФ предлагает новый документ и условия, которые распространятся на территории стран - участниц союза. Новые правила предлагают ужесточить условия беспошлинной международной интернет-торговли в пять раз уже с января 2019 года
История с налогообложением товаров, приобретенных на территории стран, не входящих в экономические объединения с соседями, в том числе и посредством зарубежных интернет-магазинов, берет свое начало с 2012 года. Однако конкретно по ЕАЭС порог беспошлинной международной торговли в части товаров для личного пользования прописан в документе “Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования”. Решение Совета Евразийской экономической комиссии датируется 20 декабря 2017 года. Так, в программу поэтапного снижения лимитов в первую очередь попадают товары не первой необходимости - как правило, это высокоточная электроника и товары легкой, в том числе и текстильной, промышленности. Фактически подобные инициативы направлены в первую очередь на защиту сетей розничной торговли, которые сегодня испытывают жесточайшую конкуренцию со стороны зарубежных интернет-магазинов. Естественно, учитывая категорию товаров, популярных для заказов на подобных площадках, ни о какой программе защиты отечественного производителя речь не идет. В проигрыше лишь потребитель - он остается заложником желания официального дилера, что занимается реализацией, предположим, домашней, носимой электроники, зарабатывать на привычном уровне.
Для Казахстана, поделились с нами в департаменте госдоходов по городу Алматы, месячное ограничение на одного человека сегодня составляет 1000 евро и (или) 31 килограмм веса. Если же товар превышает параметры, придется заплатить 30 процентов от стоимости, но не менее четырех евро в части превышения стоимостной и (или) весовой норм. Далее по плану, с января 2019 года, этот порог должен снизиться до 500 евро, а дальше, в 2020 году, - до 200 евро. То есть видно, что с каждым годом все сильнее и сильнее ужесточаются положения по приобретению товаров за пределами ЕАЭС. То есть, подписавшись под этим документом, наши переговорщики уже проявили, так сказать, высшую степень лояльности. Но что самое интересное - речи о защите отечественного производителя не идет в принципе. Как правило, это положение защищает в первую очередь крупные дилерские сети. Причем не на территории Казахстана. Как говорят независимые эксперты, наша страна в этом положении - всего лишь заложник сложившейся ситуации. Когда зоны торговли поделены между транснациональными корпорациями - и наша территория всего лишь входит в определенный пакет. Который имеет такую формулировку в названии должности определенного топ-менеджера - “главный по России и странам СНГ”. Однако принятого недавно, в конце прошлого года, плана оказалось уже недостаточно. Отчего Министерство финансов Российской Федерации предлагает ужесточить нормы беспошлинной трансграничной интернет-торговли в пять раз уже со следующего года, снизив тем самым порог до 200 евро, минуя планку в 500. И суммы в этом отношении не имеют большого значения - важны принцип и комментарии, с которыми идет такое предложение. В пояснительной записке инициаторы поправок давят на патриотические чувства, мол, “снижение этого порога призвано уравнять трансграничную интернет-торговлю с обычной и поддержать отечественное производство товаров”. Безусловно, у России, может быть, и есть что защищать. Однако, и это приходится повторять еще раз, далеко не все популярные товары, приобретенные за рубежом, производятся на территории России. Отчего просьба защитить, по сути, “чужого производителя” для нас с вами выглядит как минимум странно. Мы очень надеемся, что наши переговорщики, которые работают на переднем фронте объединяющих процессов, все же найдут нужные слова, нормы, положения и отстоят право казахстанцев голосовать своим кошельком за популярность международного торговца. Иначе вновь распишутся в своем бессилии. Ведь главная официальная версия ввода подобного ограничения не выдерживает критики - на территории Казахстана, к сожалению, в ближайшее время отечественного производителя, к примеру, высокотехнологичной электроники или даже товаров легкой промышленности не появится. Следовательно, интересы в принципе не пересекаются и вряд ли когда-нибудь смогут. А вообще, это идея - создать реестр национальных экономических интересов и постоянно сличать, что выгодно нам, а что нет. И даже ввести ответственность. По крайней мере, чиновники будут принимать меньше непопулярных в обществе решений. |