|
Алла Иванилова, Артур Бабаев На этой неделе Конституционный совет огласил решение по правам женщин, родивших детей вне брака. Государственный орган, обеспечивающий верховенство Основного закона страны, порекомендовал правительству уравнять материальное содержание женщин вне зависимости от их семейного статуса
Сегодня неполные семьи в Казахстане - явление нередкое. В соответствии с законодательством в случае развода женщина вправе потребовать от бывшего мужа деньги на свое содержание до того, как общему ребенку исполнится три года. Если же в графе “отец” стоит прочерк, то женщина не претендует на алименты. Государство, в свою очередь, никак не помогает материально в содержании внебрачных детей, тем самым стимулируя законные браки. В итоге решение всех материальных и бытовых проблем, воспитание ребенка зачастую ложится на плечи одинокой матери. До середины 1990-х годов в законодательстве существовало понятие “мать-одиночка” и предоставлялись определенные льготы, но потом его исключили, как и все положенные им выплаты. Сегодня эта категория матерей, а таких в стране немало, получает только единовременные выплаты по рождению ребенка и пособие до года, как и все остальные. Также им положена адресная помощь как неполной семье, но при определенном минимальном доходе. Других льгот не предусмотрено. При этом в соседней России одиноким матерям выплачивается пособие, они имеют право на получение материнского капитала, трудовые гарантии, налоговые и жилищные льготы. В этой связи не раз звучали предложения вернуть статус “мать-одиночка” в казахстанское законодательство и обеспечить социальную поддержку.
Поднять обсуждение этой темы на более высокий уровень решился специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Карагандинской области. При рассмотрении гражданского дела о взыскании алиментов на содержание новорожденного и денежного содержания его матери суд усмотрел ущемление прав человека. В частности, женщина предъявила иск о признании отцовства и взыскании средств на содержание ребенка и себя. Отцовство и алименты мужчина признал, но встал вопрос о выплатах на содержание женщины. Учитывая, что согласно Конституции никто не может подвергаться дискриминации, а материнство и детство находятся под защитой государства, ювенальный суд Карагандинской области приостановил производство по этому гражданскому делу. И чтобы прояснить ситуацию, месяц назад обратился в Конституционный совет с представлением о признании неконституционным пункта 5 статьи 47 Кодекса “О браке (супружестве) и семье” в части ограничения срока материального содержания женщины, родившей ребенка вне брака, дородовым и послеродовым периодом. К слову, попытка присуждения алиментов незамужним мамам в Казахстане уже была. Правда, до практического применения дело не дошло: два вердикта Карагандинского суда отменил Верховный суд. При этом они полагают, что взыскание с отца ребенка денежных средств на содержание женщины, в том числе не состоящей с ним в браке, является одним из способов реализации конституционных положений о защите материнства и детства. “Для ребенка не должно быть никаких последствий от того, родился ли он тогда, когда его родители были в браке, или вне брака, или в гражданском браке. Он должен в материальном положении обеспечиваться на том же уровне, без разделения его на социальное положение”, - пояснил член Конституционного совета Рахмет Мукашев. В этой связи в своем постановлении, которое вступило в силу, обязательно для исполнения и обжалованию не подлежит, КС рекомендовало правительству с целью более полного обеспечения прав и свобод матери и ребенка рассмотреть вопрос об инициировании поправок в Кодекс “О браке (супружестве) и семье”. Однако депутаты обеих палат парламента выступают против, опасаясь увеличения количества внебрачных детей. Сейчас даже при отсутствии юридических гарантий женщин, родивших вне брака, огромное количество. А в случае получения правового одобрения не исключено, что внебрачные отношения станут нормой.
Справедливость резюме высочайших судей не вызывает сомнений. Дети, рожденные вне легальных браков, никак не должны быть ущемлены или ограничены в правах. Однако путь от деклараций до их практического воплощения весьма неблизкий. В частности, это касается пункта относительно взимания алиментов с биологических отцов внебрачных детей. Дело опять же благородное, но, соблюдая права ребенка, неплохо бы не забыть и о правах взрослых... Предположим, некая мать-одиночка обратилась в суд с иском о признании некоего гражданина отцом ее ребенка. Не из принципа, конечно, а чтобы принудить того к алиментам. Выяснить-то современная наука в состоянии, является означенный гражданин отцом или нет. Вопрос в другом: кто за эту экспертизу (недешевую, понятно) заплатит? Сама гражданка? Но у бедной матери-одиночки по определению нет денег на подобные дорогостоящие процедуры. Ответчик? Но сначала надо доказать его, так сказать, вину. Или государство? Это, конечно, очень социально ответственно, но “штука” в том, что деньги-то в конечном счете пойдут из кармана добропорядочных налогоплательщиков, то есть тех мужчин и женщин, которые к этому конкретному случаю никакого касательства не имеют. Что, согласитесь, тоже не очень-то справедливо. Да и с моральной стороны не все в ажуре. Подобная претензия со стороны женщины к мужчине, да еще и в рамках суда - это почти как обвинение в преступлении. А именно ответчик еще до решения Фемиды несет урон своей репутации. Ну а вдруг гражданка сама не знает, который из, скажем, пяти кандидатов действительно отец? И просто наудачу предъявляет претензии наиболее перспективному, с ее точки зрения, кандидату в будущие алиментщики?.. Если угадала, то молодец, конечно. А если нет? Призвать к ответу за моральный ущерб? Так она ж мать-одиночка, какой с нее спрос?.. А можно допустить и вероятность шантажа, ведь другой лучше пойдет на мировую, чем на публичное судебное расследование. Даже если ничего не было. А если было? Значит, поделом, скажут иные радетели нравственности. Но ведь “было” и “отец” не синонимы. И таких вопросов не счесть. Нет, что ни говорите, а загсы все-таки не зря придумали, и, может, не созрело еще наше общество, чтобы от них отказываться.
Астана |