|
Регина Пиотровская Из истории мы знаем, что до 1917 года дворяне учились в лицеях, а будущие революционеры - в реальных училищах. Поэтому после революции всю латынь и прочие гуманитарные изыски из школьных программ убрали. Уже минуло сто лет, а ситуация в Казахстане не меняется, в отличие от нашей экономики. Сейчас много преподают алгебру, но при этом школьников не знакомят с азами правоведения и бизнеса. А ведь знать свои права и условия, в которых нужно будет зарабатывать на жизнь, - очень важные знания. И навыкам, применять их на практике нужно обучать еще со школьных лет. Какова ситуация в сфере среднего образования, мы поговорили с экспертом, давшим нам информацию на условиях анонимности
В пору СССР существовало множество технических вузов, различного профиля НИИ, а также знаменитых “почтовых ящиков” - организаций, работавших над сверхсекретными задачами государственного значения. И на них, соответственно, ориентировались учебные программы средних школ и вузов. За последние двадцать лет условия жизни радикально изменились, но школа, которая должна быть местом, готовящим детей к реальной жизни, работает по старым правилам. В казахстанских учебных заведениях сейчас по-прежнему много часов уделяют высшей математике, литературе, физике, что на практике мало востребовано. А некоторым детям после выпускного бала они и вовсе никогда в жизни не пригодятся. Разумеется, остались и необходимые предметы, например, биология. Но вопрос в том, как ее преподают? А ведь эти познания станут основными правилами жизни. Или, скажем, иностранные языки. К сожалению, после 11-го класса мало кто из школьников может объясниться с людьми в своих заграничных поездках, тогда как жители зарубежных стран в подавляющем большинстве могут разговаривать на английском языке. Пока все сферы современной жизни меняются день ото дня, система среднего образования старается остаться в “канонических” рамках, то есть прежней - с ее домашними заданиями, ставшими притчей во языцех. Они отнимают все время детей и не дают им возможности понять, чего они действительно хотят.
Для чего в наше время вообще нужна школа, в чем сегодня ее цель? Кто работает на барахолке, того не испугаешь фразой “без образования устроишься только дворником”. В эпоху интернета от информации сложнее защититься, чем ее получить. Какие знания может дать школа детям за полдня, если они сами о том, что им нужно, могут узнать за пару кликов в Сети? Учителям все сложнее, как говорят китайцы, “сохранить лицо”. Им трудно смириться с тем, что порой подростки лучше взрослых преподавателей разбираются в потоках информации. Это раньше ученики уважали преподавателя школы только за то, что он больше их знает. Поэтому вопрос о методике преподавания, интереса учителей к своей профессии далеко не праздный. Если у них нет желания передать детям что-то практическое, важное для жизни, то пропадает и весь смысл их работы. Информацию, которая связана с реальной жизнью, дети не только охотно изучают, но и сами могут дать темы для учителей. Российское издание “Сноб” привело такой пример, который вполне можно перенять не только для младших классов, но и для старших. “В школе Димы Зицера “Апельсин” физику преподают с первого класса. Как? Просто учитель предложил детям записать все, что их интересует дома. И на следующий урок ученики принесли ему целый список вопросов: как устроены водопроводный кран, микроволновка, телевизор... Преподаватель записал. Программа по физике была готова. К концу первого класса дети незаметно для себя выучили, что такое сообщающиеся сосуды или пиксели”. В конце 80-х годов ХХ века в советских школах ввели совершенно новый предмет для изучения - информатику. Вся система огромной страны нашла ресурсы и часы в школьной программе просто потому, что это было велением времени. И если такой шаг был возможен в те времена, то что мешает ответственным за образование ввести новые предметы или изменить направленность слишком теоретических предметов в практическую плоскость? Казахстанским школам пора повернуться лицом к реальной жизни и давать детям знания, которые им будут необходимы в повседневной жизни. |