|
Ольга Шишанова Депутаты мажилиса парламента РК предлагают организовать отраслевой проект “100 новых лиц армии”, в рамках которого можно создать цикл передач, рассказывающих о достижениях, реальных примерах героизма и самоотверженности военнослужащих казахстанской армии
С таким предложением к премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву обратился мажилисмен Бакытбек Смагул. По его словам, для этого необходимо взять за образец национальный проект президентской программы “Рухани жаѓѕыру”. Тем более учитывая, что глава государства в своем январском Послании народу Казахстана назвал человеческий капитал “основой модернизации”, а это имеет, по мнению Смагула, прямое отношение и к военной сфере. Так, во всех передовых странах мира забота о высоких военных, профессиональных, боевых и морально-психологических качествах личного состава возведена в ранг государственной политики. Потому как высокий боевой дух военнослужащих, чувство гордости и удовлетворения службой в вооруженных силах, уверенность в командовании способствуют обеспечению высокого уровня боевой готовности.
Однако в Казахстане почему-то даже воспитательную и социально-правовую работу возложили на Генеральный штаб, а должность заместителя министра обороны по воспитательной и социально-правовой работе упразднили. Хотя еще в далеком январе 1993 года приняли Указ президента РК о создании института заместителей командиров по воспитательной и социально-правовой работе в Вооруженных силах Казахстана, который никто не отменял. Тогда как в зарубежных странах, да и в советское время в армии СССР, была “четко определенная ответственность одного из заместителей главы военного ведомства за эту работу”. Поскольку, как ни крути, а для современной армии очень важно существование соответствующего аппарата с многочисленным высококвалифицированным кадровым составом, четко определенные идейно-теоретические и методологические основы, целенаправленность и масштабность и главное, комплексный подход к решаемым задачам. Для чего в Казахстане необходимо хотя бы восстановить должность заместителя министра обороны по воспитательной и социально-правовой работе, который бы отвечал за идеологическую постановку вопросов. То есть, считает Смагул, именно Министерство обороны РК “должно быть основоположником создания единого подхода в организации воспитательной и социально-правовой работы в вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях республики”. Однако в результате того, что руководящая роль Минобороны в этом случае “не действенна, отсутствует единая система организации воспитательной и социально-правовой работы, органы военного управления военных ведомств - Погранслужба КНБ, Национальная гвардия и Служба государственной охраны - вынуждены самостоятельно определять концепцию системы взглядов и установок в области воспитания военнослужащих руководимых войск”. Потому не помешало бы, считает депутат, пересмотреть направления и контент воспитательной, идеологической и социально-правовой работы в Вооруженных силах РК и связать их с целями духовной и технологической модернизаций, объявленными главой государства. А для воплощения принять и реализовать на практике специальные программы. Например, в тех же США в основу работы с личным составом положены идеи национального образа жизни, преданность национальному флагу и президенту страны, не забыты и на протяжении десятков лет соблюдаются традиции вооруженных сил. И это тесно перекликается с работой по повышению патриотического воспитания подрастающего поколения. В Казахстане сегодня эта работа, говорит Бакытбек Смагул, сведена только к созданию военно-патриотических классов “Жас сарбаз”, проведению один раз в год конкурса “Айбын” и подписанию меморандума о сотрудничестве и взаимодействии в сфере военно-патриотического воспитания молодежи. Однако как проходит на практике реализация положений этого меморандума, мало кто знает. Наверное, поэтому не случайно еще в январе текущего года сенатор Дарига Назарбаева предложила создать специализированный военный телеканал, пропагандирующий воинскую службу. Тем более что в республике действительно не наблюдается активной деятельности по созданию и выпуску отечественных полнометражных художественных фильмов в стиле экшн. И особенно нет учебных, документальных, научно-популярных и просветительских фильмов о Вооруженных силах республики. “Выделенные бюджетные средства тратятся на съемку армейских сериалов, которые не притягивают нынешнюю призывную молодежь”, - сетуют и депутаты фракции “Нур Отан”. С другой стороны, кажется, даже МКС РК не в курсе, куда и на что уходит финансирование, которое нужно потратить на создание благоприятного имиджа армии Казахстана. И потому слова о том, что “нужен комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, продвижению в обществе престижа воинской службы, укреплению у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитанию готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины” на фоне того, как это происходит в развитых странах, звучат совсем не пафосно. А скорее как насущная и давно назревшая необходимость. Для сравнения: служба информации и общественных отношений Вооруженных сил Франции ежегодно готовит около 30 фильмов, 70 видеоклипов, теле- и фоторепортажи, выпускает тысячи дисков с информационными и развлекательными материалами патриотического характера. И самое интересное, что гражданские организации принимают в этом самое непосредственное участие.
Астана |