Алла Иванилова Несмотря на обещания властей навести порядок с лекарственным обеспечением в стране, воз и ныне там. С начала текущего года особо уязвимая категория пациентов, в частности, лица, страдающие онкологическими заболеваниями, эпилепсией, сахарным диабетом, гемофилией, сталкивается с проблемой отсутствия необходимых препаратов в поликлиниках и аптеках. При этом в Минздраве подозревают, что “бесплатные” медикаменты воруют и перепродают
Сценарий, когда в стране возникает дефицит лекарств, предоставляемых в рамках оказания бесплатной медицинской помощи, повторяется ежегодно. А ведь в свое время для эффективного закупа медикаментов в стране создали единого дистрибьютора “СК-Фармация”. Предполагалось, что это решит сразу несколько проблем. Консолидирует на государственном уровне закупки и поставки лекарств для организаций, предоставляющих услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. И существенно сэкономит бюджетные средства за счет закупа напрямую у производителей или их непосредственных представителей, а также за счет государственного регулирования ценообразования на основе мониторинга международных цен. Однако спустя годы, а “СК-Фармация” образовалась в 2009 году, стало понятно, что желаемое не совпадает с возможностями. Немало скандалов за почти десятилетие потрясло эту структуру. Ее обвиняли в том, что в погоне за дешевизной закупались некачественные медикаменты. Однако менеджеры компании парировали тем, что наоборот - “уличали обвинителей” в лоббировании интересов мировых фармакологических концернов, стремящихся продвинуть на рынок Казахстана свою дорогостоящую продукцию. Прошлый год для компании стал самым скандальным. Сначала президент страны раскритиковал “СК-Фармацию”, назвав единого дистрибьютора “мафией”, и поручил навести там порядок. После чего все руководство ушло в отставку. Новым руководителем стал Максим Касаткин, но и он не продержался на этом посту и года. Национальное бюро по противодействию коррупции подозревало его в хищении 1,8 миллиарда тенге. По версии антикоррупционного ведомства, Касаткин лоббировал интересы ТОО “КазСибФармацея” и незаконно отклонял заявки конкурентов этой компании во время проведения тендерных процедур. При этом, как отмечали в Нацбюро, закуп лекарственных средств у ТОО “КазСибФармацея” производился с превышением установленной Министерством здравоохранения максимально допустимой оптовой наценки в 15 процентов. Следственные мероприятия по этому делу еще не закончились. Кроме того, в прошлом году выявили ряд фактов по ценовому сговору среди поставщиков лекарственных препаратов для обеспечения больных препаратами крови. Между тем ежегодно страдают казахстанцы, которые не могут получить положенные им бесплатные лекарства. В Минздраве находят массу причин этому - недостаточное финансирование для полного охвата всех диспансерных больных, некорректное формирование потребности в лекарственных средствах медорганизациями и высокие цены. В конце прошлого года на заседании правительства министр здравоохранения пообещал решить все проблемные вопросы. В частности, планировалось внести изменения в правила закупа. В декабре прошлого года правительство определило период с 15 февраля по 10 марта 2018 года началом поставки необходимых лекарств. Однако по-прежнему идет недостаточное и несвоевременное лекарственное обеспечение населения в рамках гарантированной государством бесплатной медицинской помощи.
На недавнем расширенном заседании коллегии Министерства здравоохранения глава ведомства констатировал, что вырисовываются “достаточно серьезные цифры”: 20 процентов пациентов, которые числятся как получившие лекарства, отмечают, что их не получали. Еще около 18 процентов получили не все лекарства. “Если возьмем только 20 процентов, то это двухмесячная потребность всей страны в лекарствах, то есть каждое пятое лекарство не понятно куда уходит”, - недоумевал министр здравоохранения Елжан Биртанов. “Возможно, кто-то просто ворует эти лекарства и они уходят не понятно куда. По непроверенным сведениям, они идут на частный рынок, в частные аптеки и на рынки сопредельных государств”, - выдвинул версию главный медик страны и поручил до 1 апреля провести выборочно проверки, чтобы “понять, как медицинские работники работают с электронной системой”. Однако не все больные пациенты могут ждать, когда Минздрав разберется в ситуации. Многие казахстанцы обратились с жалобами по этому поводу в адрес Уполномоченного по правам человека в Казахстане Аскара Шакирова, который, в свою очередь, рекомендовал ведомству инициировать перед правительством реализацию этой задачи местными исполнительными органами, на которые в соответствии с Кодексом РК “О здоровье народа и системе здравоохранения” возложена ответственность за обеспечение граждан лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. “Необходимо принять во внимание то, что курсы лечения вышеуказанных пациентов имеют длительный и непрерывный характер, при котором даже кратковременное прерывание приема лекарств может привести к непоправимым последствиям. В этой связи представляется необходимым принятие незамедлительных мер по обеспечению восполнения запаса лекарственных препаратов и возобновлению лечебного процесса вышеупомянутой категории пациентов, не дожидаясь итогов назначенных проверок”, - отмечает омбудсмен.
Астана |