|
Ольга Шишанова Сенаторы Казахстана предлагают вывести из тени Единую государственную систему мониторинга. Она призвана аккумулировать полную и достоверную информацию, выдавая комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды и природных ресурсов для правильного принятия управленческих и хозяйственных решений, чего, по их мнению, в республике давно не наблюдается
Считается, что гидрометеорологическая деятельность в любом государстве - это одна из самых важных составляющих в деле обеспечения безопасности жизнедеятельности и благополучия населения. Авиация, сельское хозяйство, автомобильный и морской транспорт, предупреждение чрезвычайных ситуаций, водообеспечение и другие сферы государственной или хозяйственной деятельности в той или иной мере зависят от погоды, тем более в такой республике, как Казахстан, где погодно-климатические условия носят резко континентальный характер, а значит, серьезно нуждаются в своевременном и достоверном информационном оповещении. Кроме того, понятно, что несвоевременное уведомление населения об опасных и стихийных метеорологических явлениях, угрозах паводка или наводнениях чревато огромными человеческими и экономическими потерями. Поэтому такое предложение, как аккумуляция, или попросту сосредоточение в одних руках штаба по управлению погодой, что поможет хоть как-то предотвратить стихийные бедствия, наводнения, которые с завидным постоянством и периодичностью обрушиваются на Казахстан каждую весну и не только, актуально давно. Считая этот вопрос весьма серьезным, сенатор Дархан Калетаев даже отмечает, что гидрометеорологическое обеспечение республики является составной частью мероприятий обеспечения оперативной и боевой подготовки в интересах обороны и действий Вооруженных сил РК. “Оно организуется и осуществляется в целях оценки и учета воздействия метеорологических и гидрофизических условий при планировании и ведении военных действий для более эффективного применения вооружения и техники, обеспечения безопасности полетов авиации, проведения мероприятий по защите личного состава”, - утверждает Калетаев. Не случайно во многих странах ЕС метеослужбы подчиняются единому органу управления не то что собственной страны, но и созданному на базе стран Евросоюза. Что помогает им слаженно и оперативно реагировать на возникающие внештатные ситуации природно-техногенного характера. В Казахстане же, согласно нормам Экологического кодекса, таким органом является национальная гидрометеорологическая служба в лице РГП “Казгидромет”, относящаяся к Министерству энергетики РК и обеспечивающая ведение мониторинга состояния окружающей среды, метеорологического и гидрологического мониторинга с использованием государственной наблюдательной сети. Этим же кодексом установлено, что деятельность предприятия относится к государственной монополии. Вместе с тем другие центральные государственные органы, их подведомственные организации, каждый в пределах своей компетенции, а также отдельные хозяйствующие субъекты, иначе природопользователи, осуществляют деятельность по гидрометеорологическому обеспечению с использованием собственных сетей станций, гидропостов и систем наблюдений. Хотя при этом не брезгуют использовать в своей работе и прогнозы РГП “Казгидромет”.
Однако все эти государственные организации, осуществляющие гидрометеорологические наблюдения, и их действующие мониторинговые системы разобщены методологически, технологически и организационно, так как имеют разное ведомственное подчинение. Поэтому ввиду отсутствия общей координации деятельности у действующих систем мониторинга “отмечается недостаточный уровень автоматизации, и к тому же они не интегрированы между собой”. А значит, прогнозам, которые они выдают и в которых каждый “тянет одеяло на себя”, большого доверия быть не может. О том, что сложилась такая ситуация (кстати, наблюдаемая не в одном, а во многих министерствах), когда недостаточное межотраслевое и межведомственное взаимодействие затрудняет оперативное получение гидрометеорологической информации, не позволяя реализовать потенциал достоверности прогнозирования в целях принятия более эффективных управленческих решений, в том числе в интересах обороны и безопасности государства, знают многие и давно. Но молчат. Хотя в соответствии с действующими нормами Экологического кодекса РК, положения которого на самом деле сами давно требуют кардинального пересмотра, в Казахстане должна функционировать Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов как многоцелевая информационная система, включающая наблюдение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также предоставляющая анализ данных об их фактическом состоянии. При этом обмен информацией в рамках государственной системы должен осуществляться на безвозмездной основе, его порядок должен регулироваться подзаконным актом. Однако на деле выполнения ни одного из этих пунктов не наблюдается. Так же в Казахстане до сих пор нет утвержденных единых технических требований к предоставляемой информации системой космического мониторинга с метеорологических спутников Земли. А значит, ни о каком управлении погодой и ее капризами и речи быть не может.
Астана |