Мадина Меирманова Темой дискуссий в парламенте стало засилие в Казахстане генно-модифицированных продуктов питания, причем присутствие ГМО старательно скрывается продавцами
Мажилисмен Артур Платонов поднял тему пользы продуктов питания. А точнее, выявленное комитетом охраны общественного здоровья Минздрава в ряде продуктов иностранных производителей, в том числе и детских завтраках, смесях для блинов и лапше быстрого приготовления, превышение содержания генетически модифицированной сои и кукурузы. По действующим правилам, наличие ГМО в продуктах должно быть указано на упаковке. Но на деле производители стараются скрывать “нехорошее” содержание. По словам Платонова, казахстанские крестьяне “подсаживаются” на ГМО-семена. “Модифицированные растения полностью вытесняют с земель менее стойкие натуральные, а ГМО-растения, как правило, становятся бесплодными - из их семян на будущий год ничего не произрастает. В результате агропредприятия и фермеры вынуждены покупать все наборы семян заново, увеличивая свою зависимость от импорта. При этом ГМО-семена действуют как захватчики-агрессоры. Опыт их использования подтверждает, что если они посеяны рядом с традиционными растениями, то уже через пару лет полностью захватывают всю территорию посевных площадей”.
Депутат обратился к вице-премьеру Умирзаку Шукееву “принять меры для предотвращения выпуска и распространения продукции с ГМО. И открыть, наконец, национальный координационный центр, регулирующий безопасность в области распространения ГМО. А заодно разработать “эффективную систему, контролирующую вопросы безопасности генно-инженерной деятельности и правил потребления ГМО-продуктов” и создать сеть специальных испытательных лабораторий для выявления трансгенных организмов”. Кроме того, парламентарий предложил ужесточить меры в отношении поставщиков продукции с ГМО, но отсутствием сообщения о них на этикетках. Не менее важными на пленарном заседании мажилиса стали дискуссии по поправкам в законодательство, касающимся деятельности неправительственных организаций. Практика финансирования государством деятельности неправительственных организаций принята во многих странах. Считается, что гражданский сектор, являющийся этаким индикатором народного мнения, может более беспристрастно, нежели государство, работать в сфере оказания услуг населения. Таким образом, правительство делает вид, что интересуется народным мнением при оценке своей работы, а неправительственный сектор - что трудится независимо от властей. Вроде как обе стороны вполне довольны друг другом. Кстати, наиболее популярной считается поддержка НПО, если эти организации находятся за пределами страны. Этакая “мирная гражданская экспансия” за бюджетный счет весьма эффективно используется США и странами Европы. Чего только стоят гранты Фонда Сороса и его аналогов на развитие всего скопом: от демократии до растениеводства. Если же говорить о государственном финансировании внутри страны, то, в принципе, правительство отдает на аутсорсинг многие направления, где, по международным стандартам, не должна чувствоваться “рука власти”, но необходимо развитие или контроль. Например, социологические исследования степени удовлетворенности населения политикой правительства. Кроме того, НПО - неплохой работодатель. На различных проектах в неправительственных организациях РК занято более 29 тысяч человек. Все было бы ничего, но, как сообщил министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев, сейчас в РК перед выдачей госсоцзаказа не выявляются проблемные вопросы граждан по различным темам, в итоге деньги выделяют “без учета потребностей целевых групп”. Но пообещал, что ситуация изменится. Поправками в законодательство “обозначены единые подходы процесса формирования госсоцзаказа на основе изучения и анализа потребности целевых групп, предложений НПО”. И теперь процесс формирования госсоцзаказа унифицируют, и он “будет предусматривать учет потребностей населения”, - отметил глава ведомства. Как бы то ни было, депутаты одобрили поправки в законопроект в первом чтении.
Астана |