|
Мадина Меирманова Около 10 триллионов тенге ежегодно тратится на закуп товаров и услуг государственным и квазигосударственным секторами. Из-за огромных сумм на этом рынке сфера является постоянным объектом для критики со стороны как игроков госзакупок, так и многочисленных наблюдателей и “болеющих” (депутатов, например). Злые языки утверждают что размеры “откатов”, судя по кулуарным рассказам участников различных конкурсов и тендеров, порой доходят до 40 процентов от стоимости заказа. Разумеется, что на оставшуюся сумму построить/приобрести что-либо качественное в итоге представляется весьма затруднительным. Минфин сделал очередную попытку навести порядок в этой сфере
Дело в том, что отказ от бумажных конкурсов и переход на онлайн-портал хотя и позволил сократить объемы “подгона” конкурсов под определенные компании, но не избавиться от них полностью. Заказчики, то есть госорганы, нашли отличную лазейку - объявляют конкурсы несостоявшимися и проводят закуп из одного источника. То есть фактически обходят конкуренцию вполне законным способом. Вот только “несостоятельность” конкурсов вызывает большие подозрения. Как сообщил вице-министр финансов Руслан Бекетаев, выступая с презентацией законодательных поправок в мажилисе, 63 процента всех госзакупок в 2017 году признали несостоявшимися, а услуги и товары в итоге купили из одного источника. И даже привел пример с портала госзакупок: госорган признал несостоявшимся конкурс, в котором приняли участие 14 компаний! 14 потенциальных поставщиков, ни один из которых не устроил заказчика. А в итоге все деньги (а это в приведенном примере составляло больше миллиарда тенге) ушли в руки одной компании.
80 процентов из уже проведенных с начала нынешнего года госзакупочных конкурсов также признаны несостоявшимися, и закуп решено осуществить из одного источника. “А по строительным видам работ стоимостью свыше одного миллиарда тенге практически все 100 процентов закупок признаются несостоявшимися и осуществляются из одного источника”, - заявил Бекетаев. Добавив, что общий объем таких “одноисточниковых контрактов” - около 850 миллиардов тенге. В общем, даже стороннему наблюдателю понятно, что лобби в этой сфере идет многомиллиардное. - Несмотря на конкурентную среду в указанных закупках, в среднем 7-8 компаний (максимально до 30 компаний), закупки признаются несостоявшимися ввиду того, что к закупке допускается только один поставщик, остальные заявки участников закупок отклоняются. После чего заказчики заключают договор с допущенным участником, который, как правило, представляет заявку с максимальной ценой, то есть ценой, соответствующей выделенной сумме, - рассказал вице-министр. Согласно анализу Минфина, чаще всего причины отклонения заявок по закупкам строительства связаны с проектно-сметной документацией, а закупщики требуют предоставить слишком много подтверждающих документов. Чтобы прикрыть эту лазейку, в Минфине решили упростить требования к участникам закупок. Теперь станут смотреть на участника конкурса через “качественную лупу” - оценивать размер и стабильность развития бизнеса (коэффициент налоговой нагрузки и финансовая состоятельность) и репутацию компании. А заодно оцениваться будут ПСД. Причем, как сообщил Руслан Бекетаев, демпинговать нынче никому не позволят: законопроектом устанавливаются пределы, ниже которых снижение цены не допускается. Кстати, экономия в процессе реализации проектов согласно выигравшей проектно-сметной документации станет расцениваться как отход от качественного выполнения работы. Так предлагают расценивать “конкуренцию ПСД” парламентарии. Владимир Божко, например, привел опыт стран Европы, где снижение (экономия) хоть на копейку означает снижение качества товара (или услуги). И такой поставщик немедленно “удаляется”. Правительство пытается решить и проблему низкой квалификации поставщиков услуг. Как не раз возмущались депутаты, конкурсы на строительство у нас нередко выигрывают “молодые мальчики с блокнотом и ручкой, которые затем нанимают компании, имеющие опыт и оборудование для строительства” (понятно, впрочем, что у “мальчиков” есть папы). Для того, чтобы ликвидировать этот пробел, решено проводить предварительный квалификационный отбор. Причем, как говорят в правительстве, смотреть будут на наличие соответствующей лицензии у потенциального поставщика. Если есть лицензия, то требования к предоставлению, например, справок о наличии у поставщика оборудования выставлять не будут. “Потому что в лицензии написано: какой материальной базой, трудовыми ресурсами обладает”, - пояснил Бекетаев. Ну и, наконец, самая интересная часть поправок - закупки квазигосударственного сектора. В среднем закупки квазигоссектора в год составляют 6-7 триллионов тенге. Причем две трети суммы приходится на ФНБ “Самрук-Казына” (4-5 триллионов тенге). Минфин объявил, что переводит все закупки сектора в электронный формат. Это означает, что каждый желающий может посмотреть, что хочет купить госкомпания, принять участие в конкурсе, подать (при необходимости) жалобу в электронном формате и отследить подготовку ответа на нее. Для этой сферы разработают и единые правила закупок. Исключением является лишь самый крупный игрок на рынке - группа компаний “Самрук-Казына”. Для них правила будут утверждаться решением совета директоров фонда по согласованию с Министерством финансов. Как пояснил Бекетаев, “исключение обусловлено предстоящим выведением компаний фонда на IPO”: “По мнению Фонда “Самрук-Казына” и некоторых международных экспертов, чрезмерное государственное регулирование корпоративного сектора может негативно повлиять на инвестиционный климат, что ставит под угрозу выведение крупнейших компаний фонда на IPO”. Парламентарии послушали презентацию, но вопросов для дискуссии осталось так много, что заседания рабочих групп по законопроекту обещают быть бурными. Гульнара Бижанова, например, считает, что “недостатки госзакупок нельзя тянуть в квазигоссектор”. Кудайберген Ержан призывает внести в закон о госзакупках нормы, поддерживающие отечественных производителей. Бакытгуль Хаменова переживает, что участие в онлайн-конкурсах будет недоступно сельским производителям, где интернет оставляет желать лучшего. Пока депутаты только приступили к работе над документом. Но, судя по их настрою, не исключено, что законопроект на выходе из мажилиса может существенно видоизмениться.
Астана |