|
Ольга Шишанова, Артур Бабаев В ближайшие месяцы, похоже, наконец-то будет дан ответ на риторический вопрос: куда на самом деле впадает Волга: в Каспийское море или все-таки озеро. Дело в том, что в первой половине года в Казахстане состоится Каспийский саммит, на котором ожидается долгожданное подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря пятью странами-участницами, которые претендуют на его водораздел вот уже более 20 лет. И по сути они уже договорились между собой в конце прошлого года в Москве
Отношения России и Ирана в Каспийском регионе имеют длительную историю. Однако новый этап отношений двух стран начался после распада СССР, когда помимо России и Ирана, которые в течение длительного времени регулировали вопросы судоходства и рыболовства в этом море, в регионе появились “новые” прикаспийские геополитические игроки - Азербайджан, Казахстан и Туркмения. В результате геополитическая ситуация в регионе резко обострилась, так как российско-иранские соглашения на тот момент уже не могли регулировать вопросы недропользования, связанные с разработкой и транспортировкой нефти и газа в двустороннем порядке. Понятно, что Россия и Иран пробовали настаивать на сохранении действий прежних договоров, однако это, как выяснилось, вступало в противоречие не только с интересами других прикаспийских государств, но и ведущих западных компаний, которые занимались на Каспии разработкой нефти и газа. В попытке урегулировать этот вопрос провели почти полсотни раундов и переговоров по составлению конвенции для определения его статуса и водораздела, которые продолжаются вплоть до сегодняшнего дня начиная с 1994 года. Более того, до сих пор так и не выяснено, чем считать Каспий - морем или все-таки озером, что важно для определения его правового и политического статуса. Но основным яблоком раздора выступал принцип разграничения акватории Каспийского моря. Поскольку Казахстан, Россия и Азербайджан исходили из принципа деления Каспия по срединной линии, в то время как Иран и Туркменистан не соглашались с этим. Иран настаивал на разделе моря по принципу равных долей, то есть по 20 процентов каждой из стран, невзирая на предыдущий водораздел, который существовал со времен распавшегося Союза. В этом случае национальный сектор Ирана был бы больше, чем при его водоразделе по срединной линии. Проблема долгое время “висела” в воздухе, пока, наконец, МИД России не заявил в самом конце прошлого года, что, возможно, многие вопросы между пятеркой стран по Каспию могут быть урегулированы и произойти это должно в ходе саммита прикаспийских государств, который должен состояться в Казахстане в первой половине 2018 года. А пока что, отметили в МИД РФ, вроде как обсудили такие вопросы, как четкость формулировок по разграничению водных пространств, дна, недр, по режиму судоходства и рыболовства. Важным также стала предварительная договоренность о том, что “большая часть акватории Каспия остается в общем пользовании сторон”. Однако по-прежнему причинами разногласий остались принципы раздела шельфа, в первую очередь, из-за наличия месторождений нефти и газа. В то же время все вышесказанное широко не освещалось, хотя можно предположить, что эти моменты как раз и станут на саммите основными темами, по которым уже в ходе декабрьской встречи глав внешнеполитических ведомств были приняты предварительные договоренности. В то же время, учитывая некое общее противостояние России и Ирана Западу, особенно после введенных санкций в отношении каждой из стран, стало ясно, что им обеим пришлось искать общие точки соприкосновения и взаимовыгодного сотрудничества. И Каспий может стать ключевым моментом в этом вопросе. Не случайно Россия в связи со слишком большой зависимостью средиземноморского прохода в Атлантику от политической конъюнктуры намерена искать (и создавать) альтернативный путь в океан через Каспий и по рукотворному каналу через Иран, протянув водную магистраль вплоть до Индийского океана. Подтверждением может служить факт подписания премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым в конце прошлого года стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне до 2030 года, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним. Что касается Казахстана, то для республики, лишенной выхода к океану, такой вариант развития событий будет настоящим прорывом. Причем как в экономическом плане (вопросы транспортировки нефти), так и в геополитическом. Выход к океану изгонит из каспийских портов Казахстана налет, что ли, некой провинциальности, и они станут морскими в полном смысле слова.
Геополитика может менять географию. Давление Запада во главе с США на Россию и Иран не могло не привести к тому, что эти страны, пожертвовав некоторыми амбициями, решили стать стратегическими партнерами. Новый союз уже показал себя в Сирии, но компромисс по статусу Каспия - пример сотрудничества не просто военного, а геополитического, имеющего куда больший потенциал. Фактически речь идет о создании новой стратегической транспортной артерии планетарного масштаба, какими в свое время стали Суэцкий и Панамский каналы. Теперь очередь за каналом Каспийское море - Персидский залив протяженностью 700 километров и достаточно широким и глубоким, чтобы по нему могли проходить океанские корабли. Справедливости ради надо сказать, что проект этот - не новый. Разработан он был еще в XIX веке, а в начале ХХ даже начала работу совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала. Но сначала стороны так и не смогли договориться о статусе объекта, затем вмешалась Первая мировая война и разного рода революции, а после лидеры СССР и Турецкой Республики построили настолько хорошие отношения между державами, что исчезла главная причина осуществления проекта. Ведь таковой была организация южного выхода к Мировому океану - альтернативы традиционному пути через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Пути, слишком зависимому от настроения в мировой политике благодаря постоянному соперничеству Российской и Османской империй и значительному влиянию на последнюю со стороны Запада во главе с Англией. Собственно, потому идея Каспийско-Персидского канала не утратила актуальности и по сию пору. Запад теперь уже во главе с США по-прежнему осложняет средиземноморский трафик, но это давление, как оказалось, генерирует новые союзы, а значит, проект наконец может осуществиться. А раз так, будет наконец-то исправлен один географический казус. Каспий, который по всем законам географии является озером и не называется таковым только по какому-то недоразумению, все-таки станет морем.
Астана |