ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Каспий станет морем Новость дня / События

Ольга Шишанова, Артур Бабаев
В ближайшие месяцы, похоже, наконец-то будет дан ответ на риторический вопрос: куда на самом деле впадает Волга: в Каспийское море или все-таки озеро. Дело в том, что в первой половине года в Казахстане состоится Каспийский саммит, на котором ожидается долгожданное подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря пятью странами-участницами, которые претендуют на его водораздел вот уже более 20 лет. И по сути они уже договорились между собой в конце прошлого года в Москве

Отношения России и Ирана в Каспийском регионе имеют длительную историю. Однако новый этап отношений двух стран начался после распада СССР, когда помимо России и Ирана, которые в течение длительного времени регулировали вопросы судоходства и рыболовства в этом море, в регионе появились “новые” прикаспийские геополитические игроки - Азербайджан, Казахстан и Туркмения. В результате геополитическая ситуация в регионе резко обострилась, так как российско-иранские соглашения на тот момент уже не могли регулировать вопросы недропользования, связанные с разработкой и транспортировкой нефти и газа в двустороннем порядке. Понятно, что Россия и Иран пробовали настаивать на сохранении действий прежних договоров, однако это, как выяснилось, вступало в противоречие не только с интересами других прикаспийских государств, но и ведущих западных компаний, которые занимались на Каспии разработкой нефти и газа.
В попытке урегулировать этот вопрос провели почти полсотни раундов и переговоров по составлению конвенции для определения его статуса и водораздела, которые продолжаются вплоть до сегодняшнего дня начиная с 1994 года. Более того, до сих пор так и не выяснено, чем считать Каспий - морем или все-таки озером, что важно для определения его правового и политического статуса.
Но основным яблоком раздора выступал принцип разграничения акватории Каспийского моря. Поскольку Казахстан, Россия и Азербайджан исходили из принципа деления Каспия по срединной линии, в то время как Иран и Туркменистан не соглашались с этим. Иран настаивал на разделе моря по принципу равных долей, то есть по 20 процентов каждой из стран, невзирая на предыдущий водораздел, который существовал со времен распавшегося Союза. В этом случае национальный сектор Ирана был бы больше, чем при его водоразделе по срединной линии.
Проблема долгое время “висела” в воздухе, пока, наконец, МИД России не заявил в самом конце прошлого года, что, возможно, многие вопросы между пятеркой стран по Каспию могут быть урегулированы и произойти это должно в ходе саммита прикаспийских государств, который должен состояться в Казахстане в первой половине 2018 года. А пока что, отметили в МИД РФ, вроде как обсудили такие вопросы, как четкость формулировок по разграничению водных пространств, дна, недр, по режиму судоходства и рыболовства. Важным также стала предварительная договоренность о том, что “большая часть акватории Каспия остается в общем пользовании сторон”. Однако по-прежнему причинами разногласий остались принципы раздела шельфа, в первую очередь, из-за наличия месторождений нефти и газа.
В то же время все вышесказанное широко не освещалось, хотя можно предположить, что эти моменты как раз и станут на саммите основными темами, по которым уже в ходе декабрьской встречи глав внешнеполитических ведомств были приняты предварительные договоренности.
В то же время, учитывая некое общее противостояние России и Ирана Западу, особенно после введенных санкций в отношении каждой из стран, стало ясно, что им обеим пришлось искать общие точки соприкосновения и взаимовыгодного сотрудничества. И Каспий может стать ключевым моментом в этом вопросе. Не случайно Россия в связи со слишком большой зависимостью средиземноморского прохода в Атлантику от политической конъюнктуры намерена искать (и создавать) альтернативный путь в океан через Каспий и по рукотворному каналу через Иран, протянув водную магистраль вплоть до Индийского океана. Подтверждением может служить факт подписания премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым в конце прошлого года стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне до 2030 года, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним.
Что касается Казахстана, то для республики, лишенной выхода к океану, такой вариант развития событий будет настоящим прорывом. Причем как в экономическом плане (вопросы транспортировки нефти), так и в геополитическом. Выход к океану изгонит из каспийских портов Казахстана налет, что ли, некой провинциальности, и они станут морскими в полном смысле слова.


alt

 

Геополитика может менять географию. Давление Запада во главе с США на Россию и Иран не могло не привести к тому, что эти страны, пожертвовав некоторыми амбициями, решили стать стратегическими партнерами. Новый союз уже показал себя в Сирии, но компромисс по статусу Каспия - пример сотрудничества не просто военного, а геополитического, имеющего куда больший потенциал.
Фактически речь идет о создании новой стратегической транспортной артерии планетарного масштаба, какими в свое время стали Суэцкий и Панамский каналы. Теперь очередь за каналом Каспийское море - Персидский залив протяженностью 700 километров и достаточно широким и глубоким, чтобы по нему могли проходить океанские корабли. Справедливости ради надо сказать, что проект этот - не новый. Разработан он был еще в XIX веке, а в начале ХХ даже начала работу совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала. Но сначала стороны так и не смогли договориться о статусе объекта, затем вмешалась Первая мировая война и разного рода революции, а после лидеры СССР и Турецкой Республики построили настолько хорошие отношения между державами, что исчезла главная причина осуществления проекта.
Ведь таковой была организация южного выхода к Мировому океану - альтернативы традиционному пути через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Пути, слишком зависимому от настроения в мировой политике благодаря постоянному соперничеству Российской и Османской империй и значительному влиянию на последнюю со стороны Запада во главе с Англией.
Собственно, потому идея Каспийско-Персидского канала не утратила актуальности и по сию пору. Запад теперь уже во главе с США по-прежнему осложняет средиземноморский трафик, но это давление, как оказалось, генерирует новые союзы, а значит, проект наконец может осуществиться.
А раз так, будет наконец-то исправлен один географический казус. Каспий, который по всем законам географии является озером и не называется таковым только по какому-то недоразумению, все-таки станет морем.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение