Мадина Меирманова В этом году в Казахстане ожидается всплеск появления интернет-магазинов и электронной торговли в принципе. С 1 января ввели беспрецедентные налоговые преференции для торговцев в Сети
С развитием интернет-технологий все больше людей предпочитают делать покупки не выходя из дома. Сегодня многие ходят в магазины как в примерочную. Выбирая товар “вживую”, они возвращаются домой и покупают его через интернет. И в ряде случаев это оказывается гораздо выгоднее, нежели покупать в стационарных магазинах. В Казахстане также многие крупные и средние ритейлеры давно обзавелись собственными интернет-сайтами, на которых можно выбрать и заказать понравившийся товар как с доставкой на дом, так и самовывозом. И, в принципе, таким магазинам нет разницы, как к ним приходит покупатель: через смартфон или ногами в магазин. Мелкие же магазины пока чаще всего используют интернет-сайты и социальные сети исключительно в качестве презентационных площадок своей продукции, крайне редко привязывая к ним возможность электронных платежей. При обслуживании же покупателя в магазине порой покупка не оформляется через кассовый аппарат. Особенно если речь заходит о мелких торговых точках или о продаже продукции хенд-мейд. Последнее, кстати, очень популярно сегодня, а сами изготовители такой продукции относятся к категории “самозанятых” и не охваченных фискальным контролем. Впрочем, как бы то ни было, электронная торговля в нашей стране набирает обороты. Однако в общем объеме торгового оборота ее размер крайне мал - около процента. Но власти надеются, что Казахстан может стать центром логистики и электронной коммерции для стран Евразийского экономического союза. А доля е-коммерции уже в самое ближайшее время достигнет общемирового показателя - четыре процента от всего объема розничной торговли в стране. Способствовать этому должны фискальные преференции для предпринимателей, торгующих через интернет-магазины, стартовавшие с начала этого года. Согласно новому Налоговому кодексу, бизнесмены полностью освобождаются от уплаты корпоративного подоходного налога (для юридических лиц) и индивидуального подоходного налога (для индивидуальных предпринимателей). Однако предприниматели считаются “электронными торговцами товарами” при соблюдении нескольких условий: сделки должны оформлять только в электронной форме, оплату должны принимать только безналичным платежом, предприниматель должен иметь собственную службу доставки товаров покупателям или договор с соответствующими курьерскими службами доставки (почтой, грузоперевозками и т.п.). Первые два условия должны способствовать 100-процентному выводу электронной коммерции из теневой экономики. Учитывая, что от налогов эту сферу освободили, это требуется лишь для учета общего состояния экономики в стране и размеров развития бизнеса. А вот третье условие имеет далеко идущие планы. Дело в том, что наиболее привлекательная и потенциальная аудитория электронной коммерции - это регионы. Учитывая наличие интернет-связи в большинстве населенных пунктов страны, а также возможности использования “мобильной коммерции”, электронная торговля предоставляет жителям сельской местности, в том числе и отдаленных населенных пунктов, равный доступ к товарам и услугам. (К слову, по данным экспертов, Казахстан лидирует среди стран СНГ по частоте использования смартфонов для онлайн-шопинга.) По сути, активизация электронной торговли должна дать мультипликативный эффект и в сфере перевозок, начиная от курьерских служб доставки и заканчивая увеличением грузопотока через Казпочту (на сегодня почта - единственный экономически выгодный и относительно быстрый способ доставки товаров). Единственный вопрос, который поднимают сегодня эксперты, - это доступ к платежным системам людей, которые не обладают банковскими картами: например, пенсионеры или подростки. (Впрочем, последние, в принципе, должны совершать покупки под присмотром взрослых.) Поэтому, как говорят специалисты, Казахстану следует активизироваться в деле развития электронных денег. Этот рынок у нас сегодня крайне мал. В любом случае, возможность экономии 20 процентов от прибыли (а именно столько в Казахстане составляет ставка корпоративного подоходного налога) должна подвигнуть предпринимателей обзаводиться торговыми площадками в интернете, оборудованными кнопкой “оплатить”. Осенью прошлого года президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин рассказывал, что в среднем в мире за минуту в интернет-магазинах тратится около 2,5 миллиарда долларов. Основной объем сделок приходится на США, Китай и Японию. “Какова же ситуация в Казахстане? За последние 30 секунд казахстанцы совершили торговлю по интернету лишь на 2,7 доллара США. Конечно, это смешной показатель”, - сказал он тогда. Но добавил, что в нашей стране у интернет-торговли большой потенциал. В правительстве же надеются, что налоговые преференции позволят этот потенциал реализовать в максимально сжатые сроки.
P.S. Чтобы получить налоговые преференции, налогоплательщик, осуществляющий электронную торговлю, должен предоставить в органы государственных доходов по месту регистрации уведомление о начале “льготной” деятельности (электронная торговля товарами).
Астана
|