ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Безграничная цена Новость дня / События

Мадина Меирманова
На фоне роста цены на нефть казахстанцы с опасением ждут продолжения роста цены на бензин. (До 200 и даже больше тенге за литр АИ-92.) Удивительное совпадение, но одновременно с плавным повышением стоимости ГСМ в стране начался дефицит топлива, а в России стали готовиться к очередному повышению акцизов

Уже пару недель жители Казахстана то одного, то другого региона наблюдают странную картину: на одних бензозаправках топливо отпускают исключительно по талонам, на других бензин популярной марки АИ-92 вообще отсутствует.
Минэнерго еще в сентябре пояснило, что ажиотаж - результат закрытия на плановый ремонт атырауского и павлодарского НПЗ.
Недостающий объем, а это около 30 процентов АИ-92 и 15 процентов дизтоплива, импортируют из РФ.
А вот теперь о ценах.
Буквально накануне закрытия казахстанских НПЗ в России вновь начался рост цен на топливо. Стоимость одного литра на АЗС в различных регионах варьировалась от 37,6 до 40,36 рубля за литр. Это стало реакцией рынка на сентябрьский рост биржевой цены.
При этом у наших соседей рост стоимости бензина в три раза опережает инфляцию: с начала года бензин подорожал на пять процентов, дизтопливо - на 4,1 процента при инфляции 1,7. В Федеральном антимонопольном ведомстве РФ ссылаются на то, что в прежние годы топливо практически не менялось в цене, а значит, сейчас оно лишь “догоняет” накопленную инфляцию. И ресурс для таких “догонялок” еще имеется.
Что касается Казахстана, то одновременно с ростом топлива в России в нашей стране резко изменился курс российской валюты: с 5,4 тенге за рубль в июле до 5,9 в сентябре - прямо к началу массового импорта топлива из РФ в Казахстан. Соответственно, поднялась и цена на местных заправках.
Впрочем, имеется и более веская причина, чем выравнивание цен на наш тенге и их бензин с “мировыми тенденциями” - Москва повышает акцизы. С нового, 2018 года акцизы вырастут дважды по 50 копеек. То есть цена бензина для конечного покупателя вырастет еще минимум на рубль (или 2,5 процента): большинство АЗС частные, и они могут поднять стоимость литра на более высокий уровень.
Учитывая наше с Россией безграничное сотрудничество в рамках ЕАЭС, перед Казахстаном, как и несколько лет назад, всплывает перспектива оттока нашего дешевого топлива на их дорогой рынок. А это значит, что у Казахстана два варианта сценария будущего: либо закрывать экспорт ГСМ, либо уравнивать стоимость на наших заправках с российскими.
Экспорт закрыть в условиях Таможенного союза будет непросто, хотя и возможно. Другое дело, что это “нерыночный метод”, он дорого обойдется нефтяникам в принципе. Ведь экспортировать сырую нефть (и даже нефтепродукты) экономически гораздо выгоднее, нежели заниматься обеспечением внутреннего рынка: при поставке сырья на отечественные НПЗ и цена ниже, и НДС не возвращается. Если учесть большую закредитованность многих компаний и проектов, в которых они принимают участие (как тот же Кашаган), продавать себе в убыток даже из патриотизма не вариант.
А значит, остается лишь выравнивание цены. При текущем валютном курсе это будет выглядеть примерно так: АИ-95 - около 235 тенге за литр, АИ-92 - около 220 тенге. И это без учета повышения акцизов в следующем году.
В принципе, постепенное движение в сторону роста уже началось в сентябре, когда цена поднялась на 2-3 тенге за литр бензина популярных сортов. И сегодня стоимость литра АИ-92 варьируется от 149 до 151 тенге, а АИ-95 на некоторых заправках достигает 164 тенге за литр.
При этом стоит помнить, что это не первое повышение цен на топливо в текущем году. В феврале (накануне первого скачка) стоимость АИ-92 составляла 137 тенге за литр.
Интересно, что накануне первого повышения, в начале 2017 года, “КазМунайГаз” также ссылался на необходимость выравнивания стоимости с российским рынком для обеспечения импортных поставок.
А это означает, что предположения о том, что цены на наших автозаправках постепенно, но все же уравняются с российскими, имеют под собой почву.
В этом случае казахстанцам действительно стоит готовиться к подорожанию вероятно до 200 тенге за литр уже к январю. Все остальные направления движения цен будут диктовать и нефтяные котировки, и “самочувствие” национальных валют Казахстана и России как по отношению к доллару, так и по отношению друг к другу.

 

 

Справка
Приведем следующие данные.
4 июля 2008 года. Цены на нефть марки Brent достигли исторического максимума - 143,95 доллара. Литр бензина марки АИ-92 в Казахстане стоил 107 тенге.
Октябрь 2008 года. Цена за баррель нефти марки Brent упала до 63 долларов. Стоимость литра бензина АИ-92 снизилась сначала до 94 тенге, затем к началу 2009 года - до 72.
Курс доллара весь период составлял 119,8 тенге.
Июнь 2011 года. Баррель нефти - 122,2 доллара, АИ-92 - 102 тенге.
Октябрь 2013 года. Баррель нефти марки Brent - 107 долларов. АИ-92 - 115 тенге. (Курс доллара 147,54 тенге.)
2014 год. Нефть стоит 102 доллара за баррель. АИ-92 - 128 тенге. Со снижением нефти до 70 долларов бензин подешевел до 115 тенге за литр. При цене 65,52 доллара за баррель АИ-92 стоит 108 тенге при курсе доллара 185,8.
Зима 2016 года. Цена на нефть 34-38 долларов, АИ-92 - 125 тенге за литр. Курс доллара в Казахстане - около 360 тенге.

Казахстанцев призывают измерять стоимость жизни в национальной валюте. Но при этом почему-то постоянно заявляют о том, что у нас в стране одни из самых низких цен в мире на бензин. И измеряют эту “низкость” отнюдь не в национальной валюте, а в американских центах. Насколько изменилась цена на топливо с 2008 года, читатель может подсчитать сам, сравнив курс тенге к доллару и цену на бензин с 2008 года. И приготовиться к тому, что жители страны с “высоким уровнем достатка в тенге” скоро приобщатся к международным стандартам долларовых расходов.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение