Ольга Шишанова Фруктовым садам Казахстана, как ныне существующим, так и тем, которые только будут посажены согласно мастер-плану по плодоовощеводству до 2020 года, грозит опасность
Еще в мае группа мажилисменов нижней палаты парламента РК адресовала министру сельского хозяйства запрос о бактериальном ожоге фруктовых деревьев. Как оказалось, вот уже на протяжении пяти лет эта болезнь в буквальном смысле косит сады республики: за все это время, согласно научным данным, площадь пораженных участков увеличилась в 36 раз. А ведь еще несколько лет назад, согласно данным Агентства РК по статистике, площади плодово-ягодных культур и винограда (включая орехоплодные насаждения) составляли 57,2 тысячи гектаров, лидером посадок являлась Южно-Казахстанская область (почти 46 процентов всех плодоовощных культур). Однако бактериальный ожог, который, по мнению ученых умов, “опаснее всех известных ранее болезней фруктовых деревьев”, продолжает сокращать эти площади. Дело в том, что после заражения дерево начинает быстро отмирать, а до его полной гибели проходит всего лишь от нескольких недель до двух лет. Если болезнь развивается медленно, то это отражается на урожае, который снижается до 50 процентов.
Это просто трагедия для садоводства любой страны. Бактериям достаточно температурного режима свыше 18 градусов по Цельсию, чтобы агенты переноса - насекомые, птицы, дождевая и поливная вода и просто ветер помогли распространить болезнь на большие территории. Таким образом, бактериальный ожог фруктовых деревьев нанес огромный ущерб странам Европы (где он с переменным успехом хозяйничает вот уже на протяжении более 70 лет) и Северной Америки, откуда он, собственно, распространился еще с конца XVIII века. Противостояния этой болезни до сих пор не придумано, и даже обработка медным купоросом при начальных стадиях болезни мало что дает - бактерии тут же реагируют штаммами. Единственная мера борьбы - сжигание поврежденных деревьев, однако при серьезных масштабах это чревато экологической катастрофой. При этом, по мнению депутатов, “особую опасность бактериальный ожог представляет для алматинского апорта, возрождением которого по поручению главы государства занимаются ученые республики”. Более того, субсидирование закладки плодово-ягодных культур по программе “Агробизнес-2020” в этой ситуации становится бессмысленным. Между тем АО “Аграрная кредитная корпорация” ведет финансирование интенсивных садов с 2016 года, общая стоимость проекта - 2,1 миллиарда тенге. Реализация предусмотрена на территории трех областей - Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской, как наиболее пригодных по природно-климатическим условиям и исторически приспособленных. Интенсивный сад - это сад, который очень рано вступает в плодоношение и дает ежегодный высокий урожай плодов высокого качества. Отличие интенсивных садов от традиционных состоит в интенсивности посадки деревьев - в интенсивном саду количество деревьев на один гектар может достигать трех тысяч саженцев (для сравнения: один гектар традиционного сада содержит чуть более 300 плодовых деревьев). При этом особенностью саженцев для интенсивного сада являются компактная корневая система и невысокая крона, поэтому такие саженцы нуждаются в особой опорной системе - шпалерной. Что, к сожалению, может послужить дополнительным источником переноса бактериального ожога из-за того, что саженцы, а потом и деревья, оказываются очень близко расположены друг к другу. То есть при столь тесном соседстве - расстояние между деревцами в интенсивном саду не более 2,5 метра - это может стать дополнительным и очень простым поводом передачи бактериального заражения. Еще один обязательный элемент интенсивного сада - система капельного орошения, позволяющая производить точный и корректный полив сада, попутно внося минеральное питание, необходимое для правильного развития и плодоношения. Все технологические системы вкупе с особыми саженцами и профессиональным агрономическим сопровождением позволяют собрать урожай, достигающий в зрелом возрасте сада более 50 тонн с одного гектара. Однако, “если не получится остановить бактериальный ожог, то миллиарды народных денег могут быть сожжены вместе с пораженными молодыми деревьями”, считают депутаты.
Астана |