|
Алла Иванилова Махинации с завышением розничных цен на лекарства (закупаемые, заметьте, за счет бюджета!) стали предметом государственного расследования. Министерство здравоохранения даже намерено изменить модель амбулаторного лекарственного обеспечения. Однако есть опасения, что “лекарство окажется хуже самой болезни”, из-за чего эта тема обсуждалась в рамках парламентских слушаний
Одна из наиболее серьезных проблем - перебои в обеспечении бесплатными или льготными лекарствами вследствие несвоевременного проведения тендеров как “СК-Фармация”, так и местными исполнительными органами. Генеральной прокуратурой были установлены факты несвоевременной поставки “СК-Фармация” лекарственных средств и изделий медицинского назначения, что при отсутствии неснижаемого запаса могло вызвать серьезные последствия для жизни и здоровья населения. В частности, по всем регионам Казахстана имели место факты несвоевременной поставки противотуберкулезных и онкологических препаратов. Причем некоторые из них не подлежали замене иными препаратами. В начале текущего года в Астане из-за неправильного проведения закупа фармуслуг под угрозой необеспечения жизненно важными препаратами оказались больные сахарным диабетом, гипертонией и онкобольные. Причин этому много - нерадивость чиновников, некачественное планирование потребностей, стремление обеспечить победу на тендерах “нужных” компаний и аптек.
Министерство здравоохранения предлагает новую модель амбулаторного лекарственного обеспечения, в соответствии с которой теперь на площадке единого дистрибьютора будет проводиться основная часть закупок. Но есть мнение, что данная инициатива, если не принять системных мер по изменению условий и механизмов закупок, может, наоборот, усугубить ситуацию, поскольку деятельность “СК-Фармация” вызывает многочисленные вопросы. Антимонопольное расследование установило, что в период с 2010 по 2015 год единый дистрибьютор незаконно осуществлял закуп услуг хранения и транспортировки лекарственных средств единым лотом, ограничивая тем самым доступ к оказанию данных услуг другим субъектам рынка. Все это привело к ограничению конкуренции и удорожанию поставок. Поэтому прежде чем менять модель амбулаторного лекарственного обеспечения, необходимо оптимизировать работу самой “СК-Фармация” и внедрить инновации в систему единой дистрибуции. Одним из злободневных вопросов является ценообразование на лекарства. Сегодня главным побочным эффектом некоторых новейших лекарств является их заоблачная цена, а ведь ценовая доступность - один из главных факторов здоровья населения. Однако регулирование цен в рамках бесплатного обеспечения далеко от совершенства. Так, при установлении предельной цены для отечественных и зарубежных производителей формулярная комиссия Минздрава пока не может опираться на адекватную информационную базу референтных цен, необходимую для сравнения и анализа. При отсутствии системного анализа клинической полезности и экономической эффективности препаратов утверждение предельных цен на различные медикаменты происходит достаточно субъективно. Например, в этом году Министерство здравоохранения утвердило предельную цену на вакцину против вирусного гепатита “В” в сумме 148 тенге за дозу. При этом реальные цены зарегистрированных вакцин от производителя варьируются от 420 до 6960 тенге за дозу. В прошлом году по онкологическому препарату “Доксорубицин” была установлена такая низкая предельная цена, по которой даже отечественные производители не смогли уложиться в ценовой коридор. Такие ограничения приводят к демпинговым закупкам некачественных, несертифицированных препаратов сомнительного происхождения. При этом данные препараты затем реализуются через аптечную сеть населению по уже завышенным ценам. Счетный комитет установил факты расхождения стоимости идентичных лекарственных средств, поставляемых разными поставщиками “СК-Фармация”. В отдельных случаях стоимость завышена до четырех раз. В частности, препарат “Беклазон ЭКО” поставлен медицинским организациям Актюбинской области по цене 2270 тенге, Западно-Казахстанской области - уже по цене 5950 тенге, а Алматы - 9097 тенге. На уровень цен влияют размеры оптовых и розничных торговых надбавок на лекарственные средства. В общем, наценки дистрибьюторов и аптек в среднем достигают на каждом этапе 40-50 процентов. Так, уполномоченный орган устанавливает на этот год цену закупки димедрола 6 тенге 99 тиын за одну ампулу, тогда как в рознице стоимость достигает уже 22 тенге, то есть цена в аптеках в три раза выше закупочной цены у производителей. Печально, что никто за этим не следит, ссылаясь на рыночные отношения. Сегодня государство регулирует только 54 процента наименований зарегистрированных лекарственных средств. Остальные в “свободном плавании”. Поэтому аптеки сами диктуют цены. Между тем рынок розничных лекарственных средств составляет 60 процентов от общего объема рынка фармацевтической продукции. А это ни много ни мало - 277,4 миллиарда тенге. Чтобы устранить ценовой беспорядок, планируется ввести регулирование цен на все лекарственные средства. Осенью этого года правительство внесет в парламент соответствующий законопроект. Еще одна проблема - импортозависимость. В прошлом году объем лекарственного импорта в Казахстан превысил объем экспорта в 43 раза. При этом многие лекарственные средства, зарегистрированные в республике, присутствуют лишь в странах СНГ и государствах происхождения (Пакистан, Индия и др.), но при этом все эти препараты не зарегистрированы в США, Японии, Великобритании, а также других государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), так как не соответствуют их нормам качества. А это значит, что развитию отечественного производства, порой препятствует и лоббирование иностранных фармпроизводителей, причем не из самых технологически развитых стран мира. Дефицит квалифицированных кадров в отрасли также “тормозит” ее развитие. Сегодня не хватает специалистов - технологов производства, аналитиков, клинических фармакологов, фарминспекторов. В этой связи следует формировать государственный заказ на подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров, способных работать в современных фармацевтических организациях и предприятиях, отвечающих всем требованиям международных стандартов качества. Моделью может послужить Школа медицины Назарбаев Университета, образовательный процесс которой интегрирован с научно-исследовательской деятельностью и производством.
Сегодня лекарственный рынок Казахстана является одним из наиболее динамично развивающихся на постсоветском пространстве. В стране работают 112 предприятий этой отрасли, причем 12 фармкомпаний соответствуют международным стандартам GMP. Государство оказывает всяческую поддержку отечественным производителям. В итоге объем фармацевтического рынка в республике за последние 10 лет увеличился в 7,2 раза. Однако ежегодно увеличиваются и расходы на обеспечение населения лекарствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Если в 2011 году на закуп лекарств из госказны было выделено около 93 миллиардов тенге, то в 2016 году эта сумма составила более 164,8 миллиарда тенге.
Астана |