|
Ольга Шишанова В минувшие праздники в Атырауском регионе произошло ЧП - в Махамбетском районе загорелась скважина №19 на газовом месторождении “Дарай молла”
Пожар не могли потушить сутки, пламя выбивалось на высоту более 10 метров, и только после того как струя огня самопроизвольно стала притухать, ее удалось сбить сильным напором воды и закрыть бетонной пробкой. Но этим дело не закончилось - от искр либо под шумок газового пожара там же, в районе, загорелись степные угодья природного резервата “Ак-Жайык”. Пожарные региона снова приступили к ликвидации огня, только на этот раз им пришлось воевать с огненной стихией не сутки, а целых три дня, да и потом периодически наблюдать местные возгорания, едва успевая их тушить. Таким образом, официально выгорело 19 гектаров ООПТ (особо охраняемой природной территории), неофициально - больше, к чему местные исполнительные власти отнеслись, как ни странно, весьма спокойно - оказывается, это могли поджечь камыш жители поселка Еркинкала, что расположен между скважиной и городом Атырау. Ведь природный резерват “Ак-Жайык”, занимая площадь почти 112 тысяч гектаров, охватывает не только прилегающее побережье Каспийского моря, но и заболоченные территории в дельте реки Урал.
Как долго и опасно горит болотный торф - объяснять не надо, а ведь через территорию резервата пролегает маршрут миграции перелетных птиц, там насчитывается 78 видов млекопитающих и более 130 видов флоры Северного Прикаспия, в то время как сам “Ак-Жайык” с 2014 года занесен во Всемирную сеть ЮНЕСКО. Погода в те дни, согласно данным РГП “Казгидромет”, в указанной местности наблюдалась сухая и жаркая - температура воздуха поднялась до +29 градусов, то есть гроз, от которых могло бы случиться возгорание степных заповедных угодий, не наблюдалось - грозовой фронт прошел только поздним вечером 8 мая. А значит, пожар в таком случае мог быть вызван другими факторами. Если это был умышленный поджог, то ответственность за него проходит по статьям УК РК 292 и 341, а это от трех до восьми лет лишения свободы. Если это было неосторожное обращение с огнем, то в этом случае предусмотрена административная ответственность - штраф от 10 до 1500 (на землях особо охраняемых природных территорий) МРП (1 МРП = 2121 тенге), согласно статьям 367 и 410 КоАП РК. Кстати, подобное ЧП происходит в данном регионе не впервые. Два года назад, только осенью, точно так же горел прибрежный камыш. Гарь огромных площадей, охваченных огнем, была настолько сильна, что почти доходила до Актау, а это ниже по Каспию на расстоянии почти 900 километров. Однако как тогда, так и сегодня, скорее всего, виновные найдены не будут - видеокамер нет, а спутниковые фотографии дороги. Как, вероятно, никто не докажет возможную виновность газодобытчиков - пожар в резервате вполне мог быть следствием горящего фонтана газа, отравляющего вокруг себя все живое. И хотя случившееся достаточно редко, во всяком случае, официальных фактов подобных аварий запротоколировано немного, однако оно метко бьет по окружающей среде и экологии. В этом случае достаточно провести параллель с подобной ситуацией, что произошла в июне 1985 года на Тенгизском месторождении. Тогда на скважине № 37 на глубине почти пять километров случилась авария, которая привела к выбросу в атмосферу фонтана газа, загоревшегося через несколько часов. По воспоминаниям академика Муфтаха Диарова, “температура вокруг скважины доходила до полутора тысяч градусов по Цельсию, почва от колоссального нагрева превращалась в стекловидную массу, в то время как с неба периодически падала жареная дичь - это гибли стаи перелетных птиц, привлеченных огнем”.
Астана |