|
Азамат Горожанин Замминистра юстиции Зауреш Баймолдина прокомментировала внесение в Уголовный кодекс новой поправки с новой формулировкой, которая предусматривает лишение гражданства за ряд преступлений, совершение которых или их последствия наносят вред “жизненно важным интересам Казахстана”. Пока, правда, говорит Зауреш Баймолдина, такого понятия, как “жизненно важные интересы РК”, в Уголовном кодексе нет. Предстоит это понятие выработать, сформулировать и перечислить все те составы, которые будут подпадать под эти признаки
Директор департамента законодательства Минюста Дархан Игембаев разъяснил, что в соответствии с предлагаемыми поправками уже есть список уголовно наказуемых преступлений, состав которых содержится в 15 статьях. Этот перечень не столь велик, чтобы мы не могли привести его практически полностью. Но в обобщенном виде эти преступления лежат в таких довольно “экзотических” сферах, как развязывание и ведение войны. В частности, статья 160 и оговаривает вопросы планирования, подготовки, развязывания или ведения агрессивной войны. Статья 162 содержит наказание за производство, приобретение или сбыт оружия массового поражения. Затем идут применение запрещенных средств и методов ведения войны, нарушение законов и обычаев войны, преступные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов, бездействие либо дача преступного приказа во время вооруженного конфликта. Есть также статьи, предусматривающие наказание за вооруженный мятеж, за создание, руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности, незаконный сбор, распространение и разглашение госсекретов, а также сдачу или оставление противнику средств ведения войны. То есть в приведенном выше списке преимущественно те преступления, которые начинают “работать” лишь в условиях войны. Некоторое внимание законодатели все же уделили и времени мирному, когда включили в список статьи о геноциде, экоциде (это массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы, земельных или водных ресурсов, а также совершение иных действий, вызвавших или способных вызвать экологическое бедствие или чрезвычайную экологическую ситуацию), участии в иностранных вооруженных конфликтах, возбуждении социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, пропаганде или публичных призывах к захвату или удержанию власти (а равно - захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя РК). Зауреш Баймолдина подчеркнула, что озвученный перечень не является окончательным, и разъяснила, что в данной законодательной инициативе не идет речи о новых составах преступлений или новых статьях в Уголовный кодекс. Законодатель лишь вносит к действующим составам дополнительное наказание в виде лишения гражданства. Спикер также отмечает, что в соответствующем указе президента говорится о поручении правительству в двухмесячный срок принять меры, обеспечивающие приведение законодательных актов в соответствии с законом - недавними поправками в Конституцию. Законотворческая работа, как известно, начинается с подготовки концепции. И, как говорят в Минюсте, 4 апреля состоится заседание межведомственной комиссии по законопроектной работе. Сам законопроект будет разрабатываться после обсуждения концепции и с учетом поступивших предложений.
Исходя из предложений, которые были получены от государственных органов, 24 марта опубликовали концепцию законопроекта в весьма общих чертах. Она содержит те составы, которые перечислены выше. И, судя по выступлению Зауреш Баймолдиной, в Минюсте еще ждут предложений, поскольку “речь идет не о рядовом законопроекте; чем больше поступит предложений, тем качественнее будет законопроект”. Удивляет только, почему в разговоре о защите жизненно важных интересов Казахстана никак не заходит речь о коррупционной деятельности? Разве провал нацпроекта или кража средств, выделенных на его реализацию, не посягают на жизненно важные интересы Казахстана? Казахстан позиционирует себя как социальное государство. Поэтому и реализация нацпроектов чаще всего направлена на улучшение жизненного уровня граждан страны. Так почему бы не отнести факты коррупции, хотя бы в крупных размерах, к посягающим на жизненно важные интересы страны с соответствующей угрозой фигуранту не только сесть по-крупному, но еще и быть лишенным гражданства? В сложившейся системе, когда крупный коррупционер может избежать неотвратимого и сурового наказания, есть и такой момент, который прямо связан с авторитетом государственной власти. Точнее, с падением этого авторитета в глазах граждан, когда осужденный чиновник через непродолжительное время оказывается на свободе. Так вот, в том, что в новую законодательную инициативу пока не включили хозяйственные и финансовые преступления чиновников, можно обнаружить стремление законодателя не подвергать опасности своих - представителей власти, министров, заместителей, глав комитетов и прочих многочисленных “слуг народа”, которым система как бы гарантирует некоторую неуязвимость: ворон ворону глаз не выклюет. Видимо, поэтому в чиновнике, который подрывает доверие к государству, уводит государственные средства и вредит социальному строительству и росту благополучия, упорно не хотят увидеть пресловутого врага государства и предателя его интересов. |