|
Алан Байтенов, Алексей Мальченко Известие о лишении жезлов сотрудников полиции с первого взгляда больше чем на стеб и перепосты не тянуло. По крайней мере, так казалось в самом начале истории. Но вот через день оказывается, что это настоящий приказ (внутреннее распоряжение, которое оказалось сильнее закона), он вступил в силу для сотрудников полиции, и мы - автолюбители, пешеходы - уже как квартал пытаемся привыкнуть к нему. По сути, заново обучаясь некогда интуитивно понятным вещам - жестам регулировщика. Ведь это как учиться ходить по-новому, по зебре
Приказ лишить полицейских жезлов действительно оказался выше законов. Сейчас объясним. Ни в Закон “О дорожном движении”, ни в “Правила дорожного движения” соответствующие поправки внесены не были - в этих главных документах все еще указана возможность применения жезлов сотрудниками дорожно-патрульной полиции. То есть с точки зрения официальных, подписанных главой государства и принятых документов - это по-прежнему удобно и правильно. Так же считает, и это действительно важно, разумное большинство. Социальные сети, блогосфера отреагировали незамедлительно. Главный посыл к рационализаторам - зачем менять то, что было продумано, просчитано давно и не вами. Но самые жаркие споры и высказывания в пользу возврата жезлов были в свете вопросов безопасности. Причем не только участников дорожного движения, но и сотрудников полиции. Особенно опасно стало нести службу в темное время суток. Да, светоотражающие жилеты - это по форме. Но светящийся жезл - это еще и гарантия того, что человека на службе видно вне зависимости от интенсивности светового потока фар участника дорожного движения. Впрочем, не только это является непродуманным и понятным в деле отмены жезлов. Да, на официальных фотографиях видно, как сотрудники полиции светятся во всех позициях. На практике же все иначе. В сумерках сотрудник полиции почти полностью сливается с окружающим его фоном. Попробуйте отличить блеск его жилета, светоотражающих перчаток от блеска фар встречных машин на скорости около пятидесяти, предположим, в дождливый вечер. Жезл с этим справлялся великолепно - по крайней мере, он другого цвета. И это на самом деле недопустимо как с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, так еще и сказывается на пропускной способности конкретного перекрестка. В общем, совершенно не понятно, как и по каким причинам в высших эшелонах МВД вдруг решили отказаться от столь полезной и главное привычной для всех автолюбителей вещи.
Однако кто-то считает иначе. К слову, автор ведомственного распоряжения, исключительно внутреннего приказа, который предназначался только для полицейских, а создал проблемы всему обществу, до сих пор официально не назван. Как и причина введения такого положения. Есть мнение, что так пытались начать бороться с коррупцией. “Самая главная цель нововведений (отмена использования жезлов. - “НП”) - это внедрение автопатрулирования, чтобы было меньше контактов с патрулями”, - комментировала ситуацию агентству Казинформ Ирина Лукьянина. Согласитесь, очень похоже на реализацию программы нейтрализации соблазнов. Но вот в чем дело: коррупция в рядах полиции - это, по большому счету, проблемы не самой полиции, а больше руководства. А вот отказ от жезлов - новшество, которое мешает всем. И ведь все мы понимаем, что отказ от жезлов не может повлиять на ситуацию с уровнем коррупции в рядах полицейских. Многие механизмы создания коррупционного климата все еще сохраняются - с жезлом или без него. Некоторые экипажи продолжают идти на хитрость. Вот, к примеру, такая ситуация. В правилах указано: экипаж может остановить участника дорожного движения, следуя за ним на автомобиле и зафиксировав нарушение. При этом с обочины его напарник, оказывается, тоже может “работать”. Хоть рукой, хоть жезлом. Главное - только в тот момент, когда коллега беседует с первым нарушителем. Кстати, остановить могут как ради проверки документов, так и ради проверки на неоплаченные штрафы. А куда пойдет разговор дальше, зависит в первую очередь от порядочности самого полицейского и жизненного опыта конкретного автолюбителя... В общем, руководство административной полиции до сих пор не определилось - зачем это вообще было нужно. Так, Алибек Кенисбаев, первый заместитель в комитете административной полиции Министерства внутренних дел РК, указал, что жезлы - это, оказывается, давно устаревшие технологии: “В связи с принятым решением в 2014-2015 годах, и полным переходом к системе автопатрулирования, а также расширением систем фото- и видеофиксации, которыми, к слову сказать, сегодня выявляется каждое третье нарушение правил дорожного движения... было принято решение отказаться от жезлов при остановке транспорта”. То есть коррупция вроде как и ни при чем. Но ведь из этого сообщения видно, что эта история, когда жезл вдруг кому-то помешал, тянется еще с 2014 года. То есть эта идея была высказана почти три года назад. Когда дорожно-патрульных полицейских серьезно “подвинули”, и в целом они были объектом повышенного внимания. Тогда впервые им запретили прятаться и устраивать засады. И “шефы” полиции, по всей видимости, руководствуясь здравым смыслом, постоянно оттягивали принятие решения отмены жезлов. Но, в конце концов, все сроки вышли - приказ есть приказ, и его пришлось исполнить. Даже несмотря на откровенную недоработку вводимого новшества. И сложнее всего в этой ситуации пришлось даже не полицейским, которые выходили на дорогу в полутьме и, размахивая руками, пытались объяснить, что конкретно делать участникам дорожного движения, на совершенно новом для всех языке. А сотрудникам из комитета административной полиции, которые сидят в кабинетах. Им пришлось держать ответ перед обществом - защищать действительно непродуманное решение, выдвинутое руководством. Но самое главное - это отсутствие конкретных юридических шагов, направленных на отмену использования жезлов. Ведь в данном случае дело касается не только сотрудников дорожно-патрульной службы, но и всех автолюбителей. И в этом случае необходимо действовать через принятие дополнительных поправок в закон. Но что мы видим: в МВД пошли наиболее простым для себя путем. Впрочем, и это можно объяснить, сам факт отмены использования жезлов не выдержал бы критики, и законопроект попросту не прошел бы. И завтра втихую на таком же уровне могут принять другое ответственное и касающееся большей части общества решение. Например, разрешить останавливать автолюбителей без причины или использовать устаревшие ручные радары. Причем сделано это будет без уведомления общественности, без обсуждения, лишь одним приказом руководства, выпуском внутриведомственной инструкции. Которая фактически сегодня имеет статус выше республиканского закона. Собственно, есть еще масса вопросов, на которые нет четких ответов. Например, имеет ли право останавливать тебя пеший сотрудник полиции? Как определить законность его нахождения в определенной точке, если сведения о нарядах несения службы являются служебными? А если да, то рукой или жезлом должен останавливать? А закон, повторимся, все еще не запрещает использовать жезл. А может, если не запрещает, то, наоборот, диктует использовать его как наиболее удобный и понятный инструмент донесения команд на дороге?
На наш взгляд, это серьезное упущение со стороны юридического отдела МВД - казалось бы, пустяковая отмена использования жезла дала обратный эффект, существенно осложнив ситуацию на дорогах республики. Мы пытались найти документы, которые могли бы разъяснить ситуацию и объяснить точнее, но практически все они не предназначены для открытого доступа. Что, на наш взгляд, является прямым нарушением норм, прописанных в Конституции. Где в четвертой статье, в пункте четыре, указано: “Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения”. И это касается хотя бы того самого указа об отмене жезлов. Сегодня даже автор его неизвестен. Однако он, согласитесь, имеет большое влияние на все общество. А ведь героев надо знать в лицо.
|