Мадина Меирманова Всего месяц заняла в Казахстане работа над изменениями в Конституцию страны. Вчера рабочая группа по конституционной реформе доложила о своей работе главе государства. И кстати, предложений только от общественности поступило больше шести тысяч
О том, что страну ждут перемены, стало понятно еще пару лет назад - сразу после президентских выборов. Пять институциональных реформ предполагали шаги, нацеленные на экономический рост и индустриализацию, совершенствование госаппарата, сплочение нации. Тогда же Назарбаев сообщил, что после достижения позитивных результатов по всем пяти направлениям “должна быть проведена конституционная реформа, предполагающая перераспределение властных полномочий от президента к парламенту и правительству с учетом наших традиций”. Однако решение о перераспределении полномочий было принято раньше реализации всех планов. Уже 15 декабря президент сообщил, что “настало время”, а в конце января была создана рабочая группа по подготовке конституционной реформы. И всего месяц потребовался общественности, чтобы рассмотреть и обсудить все предложения, которые в экстренном порядке написали и опубликовали участники специальной рабочей группы. Вчера на заседании группы с участием главы государства сообщили, что предложений от общественности поступило более шести тысяч (в момент окончания всенародного обсуждения называлась цифра три тысячи). Всего пересмотру подлежат 63 нормы Конституции в 23 статьях, изменения будут внесены в 35 законов.
“Предлагаемые поправки в Конституцию и законы направлены на расширение полномочий и ответственности парламента и правительства”, - сообщил глава комиссии и руководитель Администрации президента Адильбек Джаксыбеков. Так, новая реформа лишает президента полномочий объявлять референдум, но разрешает направлять в Конституционный совет на рассмотрение вступивший в силу закон. Кроме того, президент больше не может издавать указы, имеющие силу законов. И лишается возможности получить от парламента законодательные полномочия. Кроме того, президент более не может объявлять какие-либо законопроекты срочными (таких в истории Казахстана было немало, парламент должен был рассматривать такие документы в течение месяца со дня внесения в парламент), но может определять приоритетность рассмотрения законопроектов. Такие документы должны быть “приняты в первоочередном порядке в течение текущей сессии парламента”. После проведения реформы правительство не сможет в своих действиях ориентироваться исключительно на поручения президента. Поскольку теперь формулировка об ответственности Кабмина будет звучать не как раньше: “Правительство... во всей своей деятельности ответственно перед президентом республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, - перед мажилисом парламента и парламентом”. А вот так: “Правительство... в своей деятельности ответственно перед президентом республики, мажилисом парламента и парламентом”. Да и уходить в отставку правительство теперь будет после выборов в мажилис. И, наконец, статья 91 Конституции дополняется еще одним пунктом. Все “изменения и дополнения в Конституцию Республики выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение парламента республики при наличии заключения Конституционного совета об их соответствии требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи”. Нурсултан Назарбаев отметил, что члены рабочей группы проделали масштабную работу, а предложения реформы прошли всенародное обсуждение. “Мы не собираемся вносить кардинальные изменения в политическую систему. Мы останемся президентской республикой. Но система государственного управления, согласно современным требованиям, должна быть гибкой. В результате реформ одна ветвь власти будет иметь полные полномочия и будет работать независимо. И так будет с каждой ветвью власти”, - подчеркнул президент. Глава государства также сообщил, что в курсе различных предложений, которые поступали от граждан в период обсуждения предложений конституционной реформы. Но всему свое время: “Рабочая группа должна это все отсеивать и выявить наиболее значимые и наиболее высказываемые гражданами вещи. Брать все, конечно, нельзя на этом этапе. Но ничего навечно не замораживается, жизнь идет, и по ходу времени, наверное, будут вноситься какие-то изменения”
P.S. Остается добавить, что новые конституционные преобразования станут третьими в действующий основной документ страны с 1995 года. В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного закона. Они коснулись сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса. Был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что десять депутатов мажилиса избираются по партийным спискам. В 2007 году повысилась активность обеих палат в законотворческой деятельности и состоянии дел в стране, произошел переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счет введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства. Конституционный статус получила Ассамблея народа Казахстана, приобретя вместе с ним право делегировать своих представителей в мажилис согласно установленной квоте.
Астана |