|
Ольга Шишанова Жезказганцы просят вернуть их городу областной статус, в противном случае они обречены на вымирание, как это уже произошло с шестью самыми депрессивными населенными пунктами республики
Сегодня в Казахстане насчитывается почти три десятка моногородов, экономика которых дышит на ладан, несмотря на обещания чиновников вывести эти города из кризиса, и шесть самых так называемых депрессивных, в просторечии - умирающих. Это Жанатас, Приозерск, Жем (Эмба-5), Аркалык, военный поселок Чаган (Семипалатинск-4) и Каражал. Одно время в этом списке едва не оказался Степногорск, или, как он назывался в советское время, Целиноград-25. В скором времени к ним может присоединиться и Жезказган (в переводе с казахского - “место, где копали медь”), история которого восходит к 1771 году и который до мая 1997 года все еще числился, несмотря на ветры перестройки, в числе крупнейших металлургических центров Казахстана. Но все изменилось после того, как город передали в областное подчинение Карагандинской области, потому что сбои в экономике, которые областной центр переносит “на ногах”, как простуду, в подобных городках чреваты полной деградацией общества и инфраструктуры, обнищанием населения и, как следствие, социальным взрывом.
Жезказган еще и весьма удален от областного центра, что, по мнению городской общественности, напрямую влияет на то, что все налоги уходят в казну Караганды, в то время как самому городу, который остается почти без всякого финансирования, приходится элементарно выживать - жилье не строится, дороги не прокладываются, даже офисы и магазины, когда-то возведенные местными бизнесменами, уже становятся не востребованными. Тогда как областной статус, понятно, позволил бы Жезказгану получить в распоряжение бюджет с более серьезными суммами, что помогло бы решить, пока не слишком поздно, многие социально-экономические проблемы. В том числе и ту, что расположение города посреди степи на очень удаленных расстояниях от всех населенных пунктов делает его местом сброса и скопления ракетных отходов, которые периодически стартуют с Байконура. Практически по таким одинаковым сценариям развивались и истории вышеперечисленных умирающих населенных пунктов. Особенно же пугает жителей Жезказгана участь Аркалыка, который находится к ним ближе всех и который находится в стагнации еще с 2000-х годов. “Жезказган переживает застой. Больших финансовых вложений в город со стороны властей не делается. Количество населения не растет, поскольку сюда никто не переезжает. Наоборот, люди уезжают жить в большие города - в Караганду, Астану. Из региона идет большой отток людских ресурсов, которые, понятное дело, уже не восполняются. Мы боимся, что меньше чем через 10 лет Жезказган будет официально признан депрессивным городом”, - сетует инициативная группа из его жителей. И это несмотря на то, что у города прекрасные железнодорожные ветки, которые соединяют его с Астаной, Алматы, Карагандой, Кызылордой, пусть разбитые, но все же автострады сообщений с Кызылордой и Карагандой. Любопытно, что в 2008 году местному аэропорту попытались присвоить статус международного, но в 2009-м этот вопрос был снят, поскольку по факту там не смогли организовать ни одного таможенного и пограничного поста.
Астана |