ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Чьи в лесу деньги? Новость дня / События

Ольга Шишанова
В конце июля Западный Тянь-Шань, который делят между собой три государства - Казахстан, Киргизия и Узбекистан, являющийся частью одной из семи крупнейших горных цепей мира, был внесен в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО

 

Событие прошло практически незамеченным, хотя ландшафты Западного Тянь-Шаня таят в себе исключительно богатое биоразнообразие региона, краснокнижных животных и множество мест происхождения целого ряда фруктовых деревьев. В том числе знаменитой яблони Сиверса. С того момента, как Казахстан ратифицировал Конвенцию по Всемирному культурному наследию ЮНЕСКО, а это случилось в 1994 году, в список ЮНЕСКО на территории республики были включены только две особо охраняемые природные территории - Кургальджинский и Наурзумский заповедники.
Сегодня на рассмотрении ЮНЕСКО уже три ООПТ из Казахстана - Сайрам-Угамский национальный парк (площадь которого составляет 149 тысяч гектаров), Каратауский (34,3 тысячи гектаров) и Аксу-Жабаглинский (128,2 тысячи гектаров) заповедники. Кроме того, в предварительный список Всемирного наследия также было предложено включить такие национальные парки Казахстана, как Алтын-Эмель и Иле-Алатауский.
Если очередная сессия комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО вынесет окончательный одобрительный вердикт, то уже в мае будущего года вышеназванным территориям будет присвоен соответствующий статус категории “А” (международная ООПТ). Что позволит, во-первых, по словам руководителя управления леса и ООПТ комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК Максата Елемесова, получить дополнительное финансирование (из республиканского бюджета), во-вторых, увеличить заработную плату сотрудникам ООПТ и, конечно же, поднять значимость территорий на международном уровне. Но вот только что это даст рядовому казахстанцу, вздумай он посетить одно из вышеназванных ООПТ? Попробуем разобраться.
Сегодня же в среднем на одно ООПТ выделяется из республиканского бюджета от 125 миллионов до 2,5 миллиарда тенге в год. Из них на зарплату уходит 40 процентов, все остальное идет на воспроизводство и укрепление материально-технической базы. В нынешнем году, по данным Максата Елемесова, в этом году на все ООПТ было выделено почти семь миллиардов тенге.

 

 

В какую сумму выльется дополнительное финансирование, если оно будет, пока сказать трудно, поскольку это зависит от площади особо охраняемой природной территории и особенно от штата сотрудников, который ее обслуживает. В Казахстане сегодня самая большая площадь у государственного природного резервата Семей Орманы - более 662 тысяч гектаров, самая маленькая, как уже упоминалось выше, у Каратауского заповедника.
Кстати, не случайно сказано “если будет”. Дело в том, что вопрос дополнительного финансирования, в том числе со стороны комитета ЮНЕСКО, в отношении того же Кургальджинского заповедника с 2007 года не решен до сих пор, о чем в кулуарах сообщил “НП” один из сотрудников этой ООПТ.
Может быть, это и заставляет брать деньги с посетителей? Причем платить приходится не один раз как послушным налогоплательщикам, согласно статье 510 Налогового кодекса РК, по которой ставка платы за использование особо охраняемых природных территорий республиканского значения определяется из расчета 0,1 МРП (212,1 тенге), а данные средства направляются в республиканский бюджет. Но платить приходится еще и на въезде на территорию ООПТ, согласно приказу комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК от 29.12.2014 года за номером 382, который гласит, что “в соответствии с тарифными ставками на услуги, оказываемые национальным парком... использование туристских троп, смотровых площадок и бивачных полян составляет 200 тенге с человека в день. Эти средства поступают на специальный счет национального парка и с согласования уполномоченного органа направляются на содержание национального парка, улучшение его материально-технической базы, на заработную плату постоянным и сезонным рабочим, на уборку и вывоз мусора”.
Тот факт, что государство уже выделяет деньги на содержание ООПТ, почему-то в расчет не принимается. Финансируя их, кстати, из республиканского бюджета, то есть из тех самых налогов, которые платят казахстанцы. Вот и получается, что за посещение ООПТ, тем более одноразовое, приходится платить трижды.
Если сравнить это с системой медицинского обслуживания, то там государство также выделяет деньги на прием больных, на оплату труда медицинских работников, на медпрепараты и содержание медучреждений. Однако, приходя на прием к врачу, никому не приходится платить снова из своего кармана, да еще согласно закону, если речь, конечно, не идет о платной частной медицине. Почему же в случае с ООПТ все иначе?
Или в той же системе образования, где встречаются случаи незаконных поборов в школах, но они, если бывают обнаружены, наказуемы.
Между тем в Казахстане сейчас 27 особо охраняемых природных территорий, из них 12 национальных парков, 10 заповедников и пять резерватов. Все они - со статусом юридических лиц и общей площадью в 6,31 миллиона гектаров. Но поможет ли приобретение статуса международной категории хотя бы в нескольких из них исключить взимание оплаты с посетителей, пока остается под вопросом.
В то же время в перспективе по требованию Международного союза охраны природы ООПТ должны занимать 10 процентов от всей территории страны. “У нас сейчас 8,3 процента, хотим в перспективе довести до 10, а это создание новых ООПТ - Иле-Балхашского резервата, Тарбагатайского заповедника и Сырдарья-Туркестанского. Два из них расположены по поймам рек Или и Сырдарья, а Тарбагатайский - на востоке страны, в местах произрастания яблони Сиверса”, - делится с “НП” Елемесов.
Перспективы хороши, но все, как обычно, снова упирается в деньги.
Потому что, несмотря на самоотверженный труд людей, которые работают на этих территориях, во всех ООПТ на протяжении нескольких лет весьма ощутимы проблемы недофинансирования материально-технического оснащения. “Вот уже четыре года мы не приобретаем новую технику ни для одной ООПТ, и это сказывается на качестве охраны. Часть техники устаревает, списывается, взамен приобрести невозможно - в бюджете нет денег. Оснащение в целом от норматива у нас сегодня по всем ООПТ примерно на уровне 70 процентов”, - сетует Елемесов.
Что же касается дальнейшего развития трансграничных особо охраняемых природных территорий, то к вышеперечисленным ООПТ может быть также добавлена еще и трансграничная территория в полтора миллиона гектаров “Алтай”. Она была создана на базе российского Катунского заповедника и казахстанского Катон-Карагайского национального парка, а на статус трансграничного биосферного резервата номинирована в нынешнем году в перуанской Лиме.

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение