|
Мадина Меирманова
В Казахстане придумали новый способ обеспечения молодежи работой. Министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова предложила всех нетрудоустроенных выпускников колледжей и вузов призывать в армию. В частности, в строительные батальоны
В стране много, слишком много дипломированных молодых людей. Тогда как сварщиков или просто квалифицированных рабочих не хватает порой катастрофически. Это сегодня общеизвестно, об этом не говорит или не пишет только ленивый. Даже иностранные инвесторы, выступая на совещаниях с президентом, говорят, что вынуждены привозить иностранных рабочих не только потому, что им свои люди, так сказать, ближе, но и потому, что в Казахстане не могут найти умелых рабочих нужной квалификации. И речь, как правило, идет не о менеджерах, а о “простых” рабочих. И вот в Астане кое-что в этой области придумали. И запустили масштабную программу по популяризации технического и профессионального образования. Это похоже на то, как в советское время пропагандировали профессионально-техническое образование (всячески осмеянное в постсоветское время). Помните - ПТУ? И вот сегодня обещают, что выпускники таких колледжей (а именно так эти ПТУ нынче именуются) быстро и без проблем найдут себе работу. Поскольку вакансий на рынке труда более чем достаточно. Так, например, только в Астане требуются на работу бухгалтера, полицейские, слесари, врачи, разнорабочие и строители, швеи и хореографы, учителя начальных классов и водители, специалисты по госзакупкам и прачки. Всего в столице за полгода центром занятости было трудоустроено 3710 человек (всего в поисках вакансий обратились 6990 соискателей), еще 1079 граждан приступили к общественным работам. Направлены на курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации 540 человек, на молодежную практику направлены 284 человека. В общем, при желании работу найти можно и при наличии высшего или специального образования, и при его отсутствии. Пусть не за огромные деньги, но на нормальную независимую жизнь хватать будет. Однако в правительстве решили, что центры занятости справляются плохо. А потому министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова предложила использовать для нетрудоустроенной молодежи... возможности нашей армии (?).
“Совместно с Министерством обороны мы полагаем, что необходимо проработать вопрос призыва в Вооруженные силы РК лиц, не трудоустроенных после завершения обучения в организациях технического и профессионального образования, высших учебных заведениях, выпускников школ, не поступивших в вузы и колледжи”, - заявила Дуйсенова, предложив использовать в этом деле строительные батальоны. Попутно в стройбатах, сказала она, можно организовать обучающие курсы для получения дополнительных специальностей. По данным Минздравсоцразвития, в стране сегодня 686 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет, которые “требуют к себе особого внимания”. “Из общей численности населения страны доля молодежи в возрасте от 14 до 29 лет составляет 24 процента, или 4 миллиона 206 тысяч человек. Из числа указанной молодежи доля той, на которую мы должны обратить особое внимание, - 686 тысяч человек, это самозанятая и безработная молодежь. При этом стоит отметить, что 68 процентов из числа самозанятой и 38 процентов безработной молодежи проживает в сельской местности”, - отметила Дуйсенова. При этом половина самозанятой молодежи имеет лишь основное, среднее образование, а среди безработных доля таких составляет 28 процентов. Две трети из этих 686 тысяч молодых людей - призывного возраста. То есть они и есть потенциальное пополнение строительных войск. Кстати, сегодня стройбат у нас (впрочем, как и в СССР) - это источник дешевой рабочей силы. В стране развернута грандиозная стройка в рамках программ индустриально-инновационного развития и “Нурлы жол”. И солдаты-строители могут быстро, “дешево и сердито” построить все то, что запланировано в рамках всех этих масштабных проектов. Во времена СССР зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей в зависимости от специальности. При этом средства аккумулировались на счетах служащих и выдавались ему лишь при увольнении в запас. (Впрочем, изредка разрешалось пересылать деньги родственникам). По сути, солдаты работали, в течение срока службы не получая заработанного, которое предназначалось им лишь после демобилизации. В Казахстане могут возродить именно этот подход. Тогда и молодежь будет под контролем и при деле, и стройка не будет останавливаться. И зарплаты можно будет выдавать не ежемесячно, а потом, после кризиса, когда средств в бюджете побольше станет. Отличный антикризисный вариант. К тому же из армии начнут возвращаться уже вполне квалифицированные и опытные представители рабочих (строительных) специальностей, которые всегда востребованы в мирной жизни. Вопрос лишь в одном: будет ли призыв в армию для таких молодых людей в обязательном порядке на стройку? И как военкоматы будут определять: служить молодому человеку с автоматом или родину с лопатой в руках обустраивать? И что будет с теми, кто хочет именно служить, а не участвовать в грандиозных стройках?
Астана |