|
Алла Иванилова Статистика дорожно-транспортных происшествий, происходящих на наших дорогах, подобны сводкам во время боевых действий. Ежегодно в Казахстане в результате дорожных аварий гибнет столько людей, как если бы разбилось 10 авиалайнеров или у нас взорвались бы башни-близнецы. Чиновники уже не первый год пытаются изменить ситуацию, но пока тщетно
Несмотря на то, что в республике смертность от дорожно-транспортных происшествий снизилась до 14,9 погибших на 100 тысяч населения, по сведениям Всемирной организации здравоохранения, этот показатель среди стран Европейского региона остается одним из наиболее высоких. Данные о пострадавших также превышают аналогичную статистику таких стран СНГ, как Армения, Кыргызстан, Таджикистан и Россия. Так, за последние пять лет на территории Казахстана произошло свыше 88 тысяч ДТП, в которых погибло около 14 тысяч человек, из них пешеходов более 5 тысяч, ранения получили 25 тысяч человек. При этом 10 процентов от общего числа погибших, или 1300 человек, - это дети, среди которых 730 школьников. В свое время Министерство внутренних дел проводило анализ и выяснило, что основными виновниками ДТП являются сами водители, которые превышают скорость, выезжают на полосу встречного движения, садятся за руль в состоянии опьянения и зачастую не знают элементарных основ правил дорожного движения. В этой связи были предприняты меры по улучшению системы подготовки водителей в автошколах, стимулирования инструкторов к повышению уровня обучения. Месяц назад в Казахстане разрешили сдавать экзамены на получение водительских прав без прохождения обязательных курсов в автошколе. Желающие выучить правила дорожного движения и получить навыки вождения самостоятельно, не тратя деньги на обучение, могут претендовать на получение водительского удостоверения. Правда, такой облегченный метод касается лишь двух категорий транспорта - “А” и “Б”, а также подкатегорий “А1” и “В1” - то есть на мотоциклы и легковой автотранспорт. После таких нововведений спрос на услуги автошкол резко упал. Из 55 имеющихся, например, в Алматы автошкол половина на грани закрытия. А в специализированных ЦОНах, где водители-самоучки должны сдавать экзамены, напротив, ажиотаж. В сутки экзаменаторы принимают до 300 человек. Таких ЦОНов в Казахстане 11 - в Астане, Алматы, Караганде, Таразе, Актау, Павлодаре, Петропавловске, Кызылорде, Талдыкоргане, Костанае и Актобе. В тех регионах, где их нет, экзамены принимают как и прежде в регистрационно-экзаменационном отделе. Однако вступившие в силу изменения не имеют привязку к месту жительства, то есть можно поехать в любой город Казахстана, где есть специализированный ЦОН, и там сдать экзамены. При этом на теорию и практику дается по три попытки, если они оказались провальными, то пробовать вновь свои силы можно будет только через полгода. Данная инициатива МВД вызвала неоднозначную реакцию в обществе. С одной стороны, это как бы бережет карман казахстанцев: если три месяца обучения в автошколе стоят 110 тысяч тенге, то сдача и пересдача теории и практики в специальном ЦОНе - бесплатная. Необходимо лишь оплатить госпошлину - 2651 тенге. Вот только обучение самостоятельно, по интернету, вызывает опасения. Какими будут такие водители? Но не только низкая культура и плохое знание ПДД становятся причиной аварий на дорогах. Половина всех жертв ДТП пострадали на загородных трассах. Это говорит о том, что и наши дороги все еще не безопасны. Несмотря на то, что на их строительство и реконструкцию за последние пять лет затрачено 1,8 триллиона тенге (в 6 раз больше бюджета Астаны на 2016 год). Однако из 23 тысяч километров дорог республики международным стандартам безопасности соответствуют только 1782 километра, или восемь процентов. Состояние основной дорожной инфраструктуры все еще оставляет желать лучшего: нет должного информирования о направлениях движения, в том числе неточность или невнятность информации о порядке поведения на конкретном участке. И хотя сейчас ведется активное строительство дорог, улучшается их качество, но не меняются их геометрические параметры. Проезжая часть большинства загородных трасс обеспечивает двухполосное движение. Аналогичная ситуация в городах, где транспортное планирование осуществлялось еще в советское время. На улично-дорожной сети населенных пунктов совершается 80 процентов от всех ДТП. Практически 90 процентов сложных пересечений городских и магистральных улиц выполнено в одном уровне, а это потенциально аварийные участки. Регулирование скоростного и пропускного режима требуется с учетом погодных условий на основании системы управления рисками. Такие стандарты давно приняты во многих развитых странах, так как это доказало свою эффективность - снизилась смертность пешеходов в два раза. Нуждаются в пересмотре и стандарты в строительстве пешеходных переходов. Разделение инфраструктуры для людей и машин - также очевидная необходимость. С учетом мирового опыта дает положительный эффект и создание зон безопасности вокруг образовательных и дошкольных учреждений. Свою печальную лепту в аварийность на дорогах вносит продолжающийся ускоренными темпами рост автопарка страны, который за последние пять лет увеличился в два (!) раза. Немаловажно, что около половины автомобилей - устаревшие, со сроками эксплуатации более 20 лет, а следовательно, они не могут соответствовать предъявляемой технике безопасности. У них не имеется антиблокировки систем торможения, современных ремней и подушек безопасности и многих других устройств, помогающих сохранить жизнь и здоровье водителям и пассажирам. Чиновники уже не первый год ломают головы над тем, как сократить количество ДТП, ведь это не только социальная, но и экономическая проблема. Пострадавших надо лечить, а те, кто стал в результате аварий инвалидом, должны получать пособие. Кроме того, в дорожных происшествиях чаще погибают люди в расцвете сил - от 15 до 44 лет, работоспособные граждане, которые могли бы приносить стране пользу. Экономический ущерб нашей республики от аварийности на дорогах зарубежные эксперты оценивают в семь миллиардов долларов ежегодно.
Справка “НП” Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет 1,24 миллиона человек. Причем эта цифра постоянно растет. Как ожидается, к 2030 году число погибших в авариях утроится и достигнет 3,6 миллиона человек.
Астана
|