|
Мадина Меирманова Накануне праздников случилось то, чего в нашей стране не происходило уже 13 лет - под общественным давлением два министра покинули свои посты. “По собственному желанию”. Как и 13 лет назад, поводом для отставки послужил земельный вопрос
19 мая 2003 года парламент страны голосовал по вопросу доверия или недоверия правительству под руководством тогдашнего премьер-министра Имангали Тасмагамбетова. Поводом для такого депутатского плебисцита стало парламентско-правительственное противостояние по вопросу принятия Земельного кодекса - первого документа, разрешавшего частную собственность на сельхозугодья. Мажилис в ходе бурного обсуждения проекта кодекса внес в него более 600 поправок и пришел к выводу, что такой сырой документ в принципе не имеет права на существование. В дело вмешался Конституционный совет, решивший, что еще до начала работы сената над документом нужно поставить вопрос о доверии правительству. В результате голосования парламент не набрал требуемого (2/3) количества голосов, чтобы выразить вотум недоверия правительству. И правительственный вариант Земельного кодекса, вызвавший активное неприятие мажилисменов, ушел напрямую на подпись президенту. Вот так в стране появилась частная собственность на землю. Впрочем, несмотря на отсутствие нужного числа голосов, большинство мажилисменов проголосовали против правительства. В результате Кабмин Имангали Тасмагамбетова, де-юре вроде как вполне легитимный, все же ушел в отставку спустя всего три недели после разразившегося кризиса. И вот новый скандал. На этот раз парламент занял интересную позицию: нормы закона, которые и вызвали резонанс, принимал он, а вот участия в обсуждении (а точнее, недовольстве) никто из парламентариев не принимал. Более того, народные избранники прятались от неприятных вопросов у себя в кабинетах, убегали от журналистов по коридорам. В общем, всячески старались сохранить позицию нейтралитета. В итоге получилось так, что в городах проходили несанкционированные митинги против продажи земли иностранцам, социальные сети заполонили “страшилки” о потере суверенитета, а две ветви власти - исполнительная и законодательная - делали вид, что все “в шоколаде”. Трое суток активного информационного контрудара с массированным разъяснением, что продажи иностранцам земли не будет, никакого успеха не принесли. Время для блокирования негативного настроя граждан было потеряно. В результате в дело вмешался лично президент, собрав специальное совещание, объявив неполное соответствие двум министрам и уволив одного вице-министра за то, что “разъяснением своей позиции так, чтобы она была всеми понята и принята, не занимались”. Там же на совещании министр национальной экономики Ерболат Досаев подал в отставку, на следующий день аналогичное прошение поступило и от другого министра - сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова. В течение суток на их должности были назначены экс-глава холдинга “Байтерек” Куандык Бишимбаев и уже бывший первый зампред “Нур Отана” Аскар Мырзахметов. Назарбаев пока наложил мораторий на поправки к Земельному кодексу, которые касались продажи земель сельхозназначения и продления сроков аренды иностранцам с 10 до 25 лет.
Мораторий этот будет действовать до конца текущего года. За это время, судя по всему, исполнительной власти придется приложить максимум усилий, чтобы “протолкнуть” поправки через общественность. То есть попытаться объяснить: что значит продажа земли и почему нужно сдавать иностранцам на 25 лет. По сути, за оставшиеся до конца года месяцы властям нужно будет проделать работу, на которую у них было больше года с момента принятия данных норм. Специально для этого в очередной раз было решено создать в стране министерство информации и коммуникаций. Рулить новым-старым ведомством будет президентский пресс-секретарь Даурен Абаев. “В правительстве никто не координирует эту отрасль (информационную политику. - “НП”), не контролирует средства, которые государство выделяет на информационную работу”, - заявил Назарбаев. Впрочем, при президенте РК существует специальная Служба центральных коммуникаций, созданная несколько лет назад как раз с целью централизации всего информационного потока, исходящего от госорганов. То есть СЦК и есть рулевой информационной политики в стране. И рулят они, надо сказать, весьма активно, не только проводя брифинги с чиновниками и общественными деятелями всех мастей, но и рассылая поручения и медиапланы госСМИ. Что же касается контроля денег, то эта сфера вообще никогда без внимания не оставалась: комитет информации всегда существовал в том или ином виде и ведомстве. Через него-то и проходили средства госзаказа на информационную политику, и им же осуществлялся “юридический контроль расходования”. А вот, собственно, как говорить и что говорить - это уже вотчина СЦК. Была. Теперь новое министерство займется не только выработкой государственной информационной политики; координацией и контролем информационной деятельности и активности всех государственных органов, но и планированием и анализом эффективности государственного информационного заказа и средств, выделенных государством. А заодно - мониторингом информационного пространства любых форм собственности, включая интернет-ресурсы и социальные сети с целью оперативного выявления и реагирования на наиболее острые проблемы. А также будет изучать общественное мнение по наиболее актуальным темам и вопросам, займется анализом и прогнозом информационных запросов и ожиданий населения. Ну и попутно будет привлекать инвестиции в СМИ и повышать их контент “для обеспечения информационной безопасности как в электронном, так и печатном пространстве”. То есть, по сути, новое министерство полностью заберет себе функции, которые сегодня выполняет как узкий комитет информации, так и Служба центральных коммуникаций при президенте РК. А это значит, что либо СЦК превратится исключительно в “площадку для брифингов”, либо просто прекратит свое существование за ненадобностью. Либо, что тоже не исключено, станет этаким АО, который и будет осуществлять “контроль, мониторинг и выработку”... В общем, будет сидеть все на тех же функциях и деньгах, только получать их будет из другого источника. Если же вернуться к земельной теме, то пока ясно одно - собственно отказываться от норм закона никто не собирается. Мораторий продлится до конца года, и, как сказал Назарбаев, “если после обсуждения парламент придет к общему решению, то мораторий будет снят, если же нет, то он останется в силе. Мы не нуждаемся в законах, которые не нравятся народу”. Но уже сейчас в информационном пространстве начали активно рассуждать о том, что “возможность приобретения земли в частную собственность может помочь в более рациональном использовании земельных ресурсов Казахстана” и что “иностранцы могли арендовать землю и раньше”. И, вероятнее всего, скоро к этому хору разъясняющих присоединятся и доселе молчавшие парламентарии. А тем временем еще одна ветвь власти - правоохранительная - ищет “запевал” хора недовольных земельными поправками. Все тот же Назарбаев сказал, что “провокаторы (которые распространили слухи о том, что казахстанскую землю якобы будут продавать иностранцам. - “НП”) должны быть разоблачены и понести наказание согласно закону страны”. В общем, земля, а точнее - отношение к перспективам ее продажи “не в те руки”, вновь стала предпосылкой для возможного политического кризиса. Но отставка пары министров да полугодовая отсрочка аукционов вкупе с праздничными днями, когда казахстанцы переключили внимание с гектаров на военную тематику, дали шанс нивелировать возможные последствия народного недовольства. А заодно провести экстренную работу над ошибками в деле “окучивания” умов народных масс на предмет пропаганды государственной политики во всех направлениях.
Астана |