|
Ольга Шишанова Когда же все-таки приходит Новый год? Дат становится все больше - кроме обычного 1 января это и Новый год по старому стилю, и по китайскому календарю. Через несколько дней восточный мир будет отмечать Наурыз, празднование которого насчитывает более пяти тысяч лет. Но, оказывается, в Казахстане помимо заимствованных была своя традиция встречать астрономический новый год. Причем за неделю до весеннего равноденствия
На западе Казахстана, на древней земле Мангыстау, празднование Наурыза начинается на неделю раньше, чем во всех других регионах республики. Согласно древним традициям, наступление весны - народный праздник Амал, издревле считается именно казахским, а не языческим и даже не персидским Новрузом. Дело в том, что древние кочевники, которые прекрасно разбирались в законах космогонии и знали о весеннем равноденствии, пожалуй, больше, чем ученые сегодня, за неделю до его наступления встречались, подсчитывали свой скот, поздравляли друг друга с тем, что долгая зима осталась позади, обсуждали убытки и приплод. Известно, что скот для древнего кочевника был важнейшей составляющей его жизни и при встрече казахи приветствовали друг друга вопросом “здоров ли твой скот?” и только потом уже интересовались здоровьем домочадцев.
Однако любопытно, что такая традиция - встречать Новый год, праздновать его наступление за неделю до Наурыза - сохранилась только на западе Казахстана. И сегодня здесь ходят легенды о том, что праздник Амал был основан казахами из рода Адай, которые до сих пор чтут многовековые традиционные ценности, а праздник предпочитают встречать на самой высокой точке Мангистауской области - горе Отпан, которая возвышается, если верить географическим координатам, на высоте 532 метра над уровнем моря. Здесь из года в год, за неделю до начала празднования Наурыза традиционно зажигается огонь единства, а расположенный тут же историко-культурный храмовый комплекс “Отпан тау” давно из просто дани памяти далеким предкам превратился в сегодняшнее стремление к духовному единению казахстанцев и обращению казахов к своим истокам и корням. Его видно издалека - белоснежный комплекс с позолоченными куполами включает несколько объектов, самый знаменитый из которых - мемориал Адай-Ата. Недалеко - древо желаний и скульптурное изображение волка как символа свободы духа, издревле почитаемого древними кочевниками. А возле изящного здания музея Аксарай - памятник матери в окружении скульптурных изображений луны и солнца и двух птиц - как символов сына и дочери. Ниже музея как основа всего - культурный комплекс “Карашанырак”, символ отцовского дома, в середине которого - огромный тайказан. И, наконец, завершает композицию, посвященную древним предкам, захоронение великого акына Калнияза Шопыкулы, вокруг которого планируется в ближайшем будущем разбить тенистый парк. Возвращаясь к празднику Амал, любопытно отметить, что в старой календарной системе, которая сродни древнему календарю майя, недели исчислялись девятками, которые, в свою очередь, компоновались в четыре времени года, или, скажем так, в четыре температурных цикла. Начало года велось от зимнего солнцестояния, с которого день начинал увеличиваться, достигая своего апогея к солнцестоянию летнему. Холодные “девять девятидневок”, символизирующие время рождения и умирания морозных дней, длились от 23 декабря до 14 марта. Поэтому так и получилось, что весна нового года на западе Казахстана наступала с 14 марта, в пору, которую поэтично называли “временем взросления листьев”. От Наурыза, который наступает 21 марта, у него лишь несколько отличий. Во-первых, нужно обойти в этот день не только всех друзей и родственников, но и постучаться в 40 дверей - ведь неизвестно, за которой из них встретится Кадыр-Ата, что одарит счастьем в новом наступившем году. И еще один обычай, который нельзя игнорировать, - празднующему необходимо, несмотря на возраст и пол, навестить свою старшую сестру, если таковая имеется. Сам же праздничный день завершается, как правило, грандиозно красивым салютом на вершине горы Отпан.
Астана |