|
Ольга Шишанова Несмотря на многомиллиардные средства, ежегодно выделяемые из республиканского бюджета на водоснабжение населения качественной питьевой водой, большая часть казахстанцев до сих пор живет без водопроводов и сетей питьевого водоснабжения. Особенно печальная ситуация складывается в отдаленных селах и аулах
В Казахстане не первый год говорится о нехватке качественной питьевой воды и о проблемах водообеспечения, о том, что целый ряд регионов, особенно на юге и западе страны, испытывает в ней острую потребность. Каких только программ ни разрабатывалось, чего только ни придумывали чиновники, чтобы напоить водой села и обеспечить города. Та же программа “Питьевые воды” первоначально была рассчитана на 2001-2030 годы, но затем после очередного пересмотра сроки ее реализации сократились с 2002 по 2010 год. Хотя это не спасло программу от неисполнения. Как показали результаты проверок, в большинстве областей вопросы с питьевой водой так и не сдвинулись с мертвой точки, а финансовые средства в буквальном смысле “утекли в песок”, чем заинтересовалась Генеральная прокуратура. Выяснилось, что, например, в Павлодарской области при строительстве водопровода было похищено более 150 миллионов тенге. Следующим случаем для проверки послужило подписание акта о приеме выполненных работ по реконструкции систем водоснабжения и водоответвления поселка Шидерты Павлодарской области начальником отдела строительства города Экибастуза, который необоснованно перечислил почти 704 миллиона тенге подрядной фирме, точно зная о неполном объеме работ, выполненных к тому же с грубыми нарушениями. Из двух с лишним тысяч водных объектов, которые были сданы в эксплуатацию согласно этой программе, не функционировали около 200. Совсем. При этом ни один из государственных органов не обладал, по данным сотрудников прокуратуры, полной информацией об объектах водоснабжения как на областном, так и на республиканском уровне, а реализация самой программы проходила с грубыми нарушениями. На смену “Питьевым водам” пришла новая программа “Ак-булак”, для реализации которой до 2020 года были обещаны привлечение частного капитала, максимальное использование потенциала подземных вод, более жесткий контроль проектирования и строительства объектов, внедрение технологий экономии. Реализация программы должна была проходить в два этапа, причем на первый из них - с 2011 по 2015 год - выделялось финансирование в размере 335 миллиардов тенге. Но частный капитал не спешил вкладывать деньги, как оказалось впоследствии, в заведомо гибельное дело. И вот почему.
В первый же год внедрения программы была выявлена не только нерадивость чиновников, но и, скажем так, нецелевое использование средств, попросту говоря, воровство на местах. Только теперь счет шел на миллиарды, в отличие от предыдущей программы, когда разбазаривание государственных средств исчислялось “всего лишь” миллионами. Самыми проблематичными в этом оказались Жамбылская, Алматинская и Кызылординская области. В Алматинской области мониторингом были охвачены четыре района, где на строительство и реконструкцию 350 объектов выделили 56 миллиардов тенге, однако даже на сегодняшний день, когда прошли уже все сроки, отремонтировано только 135 населенных пунктов. В другом месте оказались выделены 129 миллионов тенге на проектно-сметную документацию только одного населенного пункта. Понятно, что при проверке было обнаружено нецелевое использование денежных средств, в остальных случаях 90 процентов жителей продолжали жаловаться на качество проведенной питьевой воды и невозможность поливать приусадебные участки из-за отсутствия воды технической. Любопытным оказался также вопрос по тарифам подключения жителей сельской местности к водопроводам, в частности, в Актюбинской области, где подрядчики, выполнявшие работы по водоотведению, за подключение к водопроводу в домах (который был уже проведен) запросили по 30 тысяч тенге. После многочисленных возмущений сельчан и обращений в различные инстанции цена была сбавлена до 17 тысяч тенге. Сейчас этот тариф составляет уже 4,2 тысячи тенге. Как видно, подрядчик изначально набавлял цену, не имея на это никаких прав, полномочий и чувствуя полнейшую безнаказанность. Все эти инсинуации в отношении сельских жителей привели лишь к тому, что в конце 2014 года ряду вице-министров и заместителям акимов были объявлены выговоры, а сама программа “Ак-булак” ввиду многомиллиардных потерь была включена с января 2015 года в программу “Развитие регионов-2020”. В списке тех, кого “пожурил” тогдашний премьер-министр, оказались вице-министр Минздрава РК Болат Такежанов, вице-министр МСХ РК Марат Толибаев, вице-министр Министерства финансов РК Асхат Тенгебаев, вице-министр Министерства регионального развития Серик Нокин. После скандала некоторые из них подали в отставку, но об исчезнувших деньгах так никто и не заикнулся, в том числе и Генеральная прокуратура, хотя понятно, что речь шла о государственных средствах из кармана налогоплательщиков. Любопытно - почему? Ведь даже за взятку в гораздо меньшем размере можно получить реальный срок, а тут на одной стороне весов - миллиарды тенге государственных денег, канувшие в Лету, на другой - миллионы казахстанцев в тысячах сел и моногородов, до сих пор живущих без воды уже не один десяток лет, антисанитария и подрыв здоровья нации. Но главное - никто за это и не думает отвечать: поговорили и забыли.
Астана |