|
Алан Байтенов Все идет к тому, что на территории ЕАЭС введут налоги на трансграничную интернет-торговлю. Платить придется за все, что дороже 22 евро. Напомним, что комиссия ЕЭК уже обсуждала эту возможность и советовалась со специалистами как реализовать это с технической точки зрения. Не так давно свою позицию по тому вопросу обозначил и Герман Клименко, советник президента РФ по вопросам развития интернета, он отметил выгодность для властей введения подобного сбора. К слову, представители Казахстана и Белоруссии на первом этапе обсуждения поддержали это предложение. Армения пока воздерживается
Начнем с предыстории. Господин Клименко, высказываясь относительно блокировки торрентов в России, назвал некоторых правообладателей “жадными упырями”. И теперь, выступает за введение новых правил налогообложения. Практика показывает, что за любой новый налог у нас сегодня власти хватаются с невероятной поспешностью и азартом (взять хотя бы ввод утилизационного и экологического сбора сразу же после вступления в ВТО). Инициаторы снижения налоговых порогов - Россия и Белоруссия. По мнению представителей этих государств, трансграничная интернет-торговля пагубно влияет на конкурентоспособность отечественных производителей. Естественно, в этой же упряжке и владельцы магазинов. По их мнению, “эти люди” в наглую забирают у них хлеб. Тем более что объем этого рыка внушителен, и с каждым годом он только растет. Так, к примеру, в России только за первую половину 2015 года таким способом за рубеж было “отправлено” около 65 миллиардов рублей. По нынешнему курсу это примерно 830 миллионов долларов. В Белоруссии за весь 2014 год на трансграничные интернет-покупки было “направлено” около 450 миллионов долларов. Казахстан, по оценкам независимых экспертов, ежегодно тратит подобным способом примерно 700 миллионов долларов. Наиболее популярные площадки - eBay, Amazon и, конечно же, китайский ресурс AliExpress.
Ситуация, по мнению специалистов этой области, постепенно начинает выходить из-под контроля. Поэтому было предложено ввести такой механизм, что был презентован на одном из заседаний ЕЭК. Всего два варианта. Первый подразумевает доплату в 15 и более евро за посылку стоимостью от 22 до 150 евро и весом от одного до 10 килограмм. Все, что дешевле порога в 22 евро, пошлиной облагаться не будет. (Но что же ты купишь на эти деньги?) И второй - товары с таможенной стоимостью до 150 евро и весом не более 10 килограмм будут облагаться сбором в 10 евро. Если таможенная стоимость посылок превышает 150 евро, а вес - более 10 килограмм, тогда сбор составит 10 евро плюс 30 процентов от таможенной стоимости, но не менее четырех евро за один килограмм веса. Много это или мало и как это повлияет на картину рынка в деталях, пока сказать сложно. Однако видно, что лоббисты приложили максимум усилий для того, чтобы как можно сильнее “зажать” сферу трансграничной интернет-торговли. Сейчас в России и Казахстане беспошлинный торговый порог составляет 1000 евро. Причем “посылка” может весить до 31 килограмма! Разница, как мы видим, существенная. По официальной версии, подобный способ регулирования позволит найти дополнительную сферу доходов в бюджет государств. По неофициальной - почти полностью придушит свободу выбора для рядового покупателя. Сегодня, приобретая товар на международной онлайн-площадке, оплачиваешь только комиссию за отправление денег и транспортные расходы. К слову, часто доставка включена в конечную стоимость товара. Покупая аналогичное у себя на родине, я вынужден оплачивать все то же плюс маржу продавцов. А это содержание торговых залов, персонала, складов, еще и прибыль. Понятно, что нарастающая популярность приобретения товаров через интернет не может нравиться дилерам по определению. И ситуация схожа с ситуацией, к примеру, в автомобильном бизнесе. То есть когда параллельно существуют официальный дилер и серый, что предлагает тот же по качеству товар, но с гораздо меньшим ценником. И понять российских и белорусских бизнесменов, равно как и позицию государств, можно. Но насколько подобный подход к организации правил электронной коммерции выгоден Казахстану? Мы по определению всегда приобретали чужое. И с введением новых правил продолжим. Но уже с существенной наценкой. Есть ли в этом вообще смысл? По большому счету, такое решение может полностью похоронить электронную коммерцию в нашей стране. А также существенно сократить свободу выбора. В конце концов, розничная торговля может предложить свой вариант, который устроит многих. Например, приобретение в кредит и гарантийное обслуживание. В случае с международными площадками таких вариантов нет. Но покупатель сознательно идет на возможный риск - он волен выбрать. К тому же часто на иностранных площадках предлагаются уникальные по своему качеству товары. Предметы старины, эксклюзивные издания книг, музыки, а также техника, которая давно уже не выпускается. Или не предназначена для нашего рынка, но имеет определенные преимущества по сравнению с аналогами. Ни один официальный торговец не сможет предложить тебе такой товар. Как быть с этим? Разве и за это мы должны платить неизвестно кому? Впрочем, известно - торговым сетям, которые, по сути, работают на транснациональные корпорации. Ведь именно их будет защищать подобный закон. О Казахстане говорят как о государстве с самым высоким в мире порогом беспошлинного ввоза товаров для личного пользования. Говорят это, приводя статистику по странам и явно намекая на нашу чрезмерную свободу. Например, в странах Евросоюза пошлину приходится платить при покупке от 22 евро, в Китае - семь евро, в Бразилии и Аргентине вообще все посылки облагаются пошлиной. А может, все же это предмет нашей гордости? Как и возможность решать общеэкономические вопросы на уровне национального законодательства. Пока. Ведь, по сути, свободы выбора уже почти не осталось. |