|
Алла Иванилова В Казахстане в 2017 году будет создан новый фонд обязательного медицинского страхования, который, по словам чиновников, послужит стимулом казахстанцам следить за своим здоровьем
Платное здоровье Идея создания обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) в стране вынашивалась давно. В 1996 году даже был создан фонд, который должен был обеспечить население необходимым объемом качественной медицинской помощи. Однако через некоторое время в нем обнаружили большие финансовые нарушения. Руководителя, который скрылся за границей, признали виновным в хищении почти миллиарда тенге. А раз нет денег, фонд уже не мог выполнять договорные обязательства перед поставщиками медуслуг, поэтому его закрыли. Тогда это дискредитировало модель обязательного медицинского страхования, и эта тема носила некий криминально-скандальный оттенок. Проще говоря, население Казахстана “кинул” госчиновник. И вот спустя годы власти решили повторить попытку. Подтолкнули к этому расчеты комитета по статистике Министерства национальной экономики, которые показали, что численность населения страны к 2030 году превысит 21 миллион человек. Сегодня расходы на лечение хронических неинфекционных заболеваний уже превышают 50 процентов от бюджета стационарной помощи, а финансирование первичной медико-санитарной помощи гораздо ниже рекомендуемых ВОЗ 40 процентов. На гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) с каждым годом тратится все больше средств. С учетом роста населения государство “не потянет” такие расходы, и, как следствие - будут снижаться объем и качество медуслуг. На этот раз были привлечены международные эксперты Всемирного банка и OxfordPolicyMаnаgement. В середине текущего года на базе комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения и социального развития будет создан Фонд социального медстрахования. Это некоммерческое акционерное общество, учредителем и единственным акционером которого выступит правительство. Отчисления от работодателей начнутся с 1 января следующего года, а финансирование из фонда - с 1 июля 2017 года. Система будет внедряться поэтапно с 2017 по 2024 год. За неуплату взносов предусмотрены штрафы. Все работодатели начиная с 2017 года будут отчислять два процента, три процента - в 2018 году, четыре процента - в 2019 году и с 2020 года - пять процентов. С 2019-го платить процент от своего дохода в фонд начнут и сами работники: в 2019 году - один процент, а в 2020-м - два процента. Таким образом, совокупные выплаты составят семь процентов. Люди, которые работают сами на себя - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, судебные исполнители, профессиональные медиаторы, - физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, также будут оплачивать два процента в 2017 году, три процента - в 2018-м, пять процентов - в 2019-м и с 2020 года - семь процентов от своего ежемесячного дохода. Взносы работодателей будут относиться на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога, работников и самозанятых граждан - при исчислении индивидуального подоходного налога. Единственная категория, представители которой освобождаются от взносов, - неработающие граждане, социально-незащищенные слои населения, а также военнослужащие, сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов. За них будет платить государство: четыре процента от среднемесячной заработной платы в 2017 году, пять процентов - с 2018-го, шесть процентов - в 2023 году и с 2024 года - семь процентов. Власти планируют за первую половину 2017 года собрать в Фонде обязательного медицинского страхования около 375 миллиардов тенге, а к 2021 году - 1 триллион 150 миллиардов тенге. Если говорить о медицинских услугах, то они будут поделены на два пакета. На сегодняшний день существует гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, куда включены все ключевые медицинские услуги - экстренная, первичная помощь, санитарная авиация, участковые терапевты, врачи общей практики и узкие специалисты, стационарное лечение, высокотехнологичные медицинские услуги. Все эти услуги финансируются из государственного бюджета. Теперь же без наличия медстраховки, за счет государства можно будет получить только экстренную скорую медицинскую помощь, профилактические прививки, а также рассчитывать на лечение социально значимых болезней, таких как туберкулез, психиатрия и другие. Остальные медуслуги войдут в пакет обязательного социального медицинского страхования. К ним относятся: первичная медико-санитарная помощь, специализированная помощь - консультация узких специалистов, диагностические услуги, стационарное лечение, высокотехнологичные услуги, а также реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, дополнительное лекарственное обеспечение. В случае отсутствия страховки пациент будет оплачивать данные услуги. При этом и ее наличие - это не пакет “все включено”, косметологические, стоматологические, диагностические услуги без острой необходимости и условия повышенной комфортности казахстанцы будут оплачивать из собственного кармана. По словам чиновников, объем оказываемой медицинской помощи в рамках ОСМС не будет зависеть от суммы взноса в фонд. Достаточно, чтобы эти отчисления производились регулярно. “Один человек отчисляет в фонд ежемесячно пять тысяч, а другой - 25 тысяч. Главное, что оба являются плательщиками, и при поступлении в больницу каждый из них может рассчитывать на одинаковый пакет услуг. В этом заключается принцип социальной справедливости”, - отметил недавно вице-министр здравоохранения и социального развития Елжан Биртанов. Однако снять деньги человек не сможет. Сегодня ты молодой, здоровый и не ходишь к врачам, а завтра придется вспомнить дорогу в поликлинику или больницу. В правительстве не скрывают, что Фонд обязательного медицинского страхования создается для того, чтобы снять бремя финансового напряжения с государства. По прогнозам экспертов, благодаря этому повысится уровень оказания медицинской помощи в стране: больницы смогут приобретать высококлассное оборудование и дорогие медикаменты, появится возможность увеличить заработную плату врачам. Частные клиники также смогут оказывать гарантированную бесплатную медицинскую помощь, что приведет к хорошей конкуренции. При этом государственные мужи уверены, что создание фонда не повлечет нагрузки на бюджет казахстанцев и будет вполне безболезненным, поскольку предусматривает очень низкий процент.
За и против Казахстанцы относительно нововведения разделились на два лагеря - противников и сторонников. Они считают - главное, чтобы уровень профессионализма у врачей был достойным. Дальнейшим шагом, по их мнению, будет приватизация медицинского сектора, что должно повлечь приток инвестиций и повышение качества медуслуг. “Противники” недоумевают: “Когда я иду в бесплатную клинику с некоторыми симптомами, мне врач не глядя дает одно назначение, которое ничем не помогает, через время я иду в платную, и мне назначают другое, которое эффективнее! Смысл этой платной страховки?”. “Недавно заболел, пошел в больницу. Передо мной было пять человек - и три часа сидел в очереди, потому что груднички вне очереди, почему я должен семь процентов с зарплаты отдавать? За что?”. “24 процента в год, а что предложите мне за эти мои деньги - безграмотные диагнозы наших врачей? Куда уходят 10 процентов, которые я уже плачу, объясните доходчиво, разве не должны были на медицину, образование и т.д.?”. “Теперь бесплатно в роддоме не родишь, будут страховку требовать, в которой будет указан пункт - роды, а без - либо деньги плати, либо будут рожать в ужасных условиях” и т.д. Работодатели также считают, что государство перекладывает ответственность на их плечи, вводя фактически дополнительный налог. А ведь на деле они должны заниматься не лечением работника, а производством. Сегодня существует социальный налог на фонд заработной платы в размере 11 процентов, поэтому работодатели полагают, что необходимо применять принцип индивидуального медицинского страхования, а в случае нехватки использовать данные отчисления. Также есть опасения, что многие работодатели начнут выдавать зарплату “в конвертах”, сокращать штат. Да и сам Фонд социального медстрахования, учитывая печальный в прошлом опыт, вызывает немало вопросов. Сколько будет сотрудников, какие зарплаты они будут получать? Не получится ли так, что половина отчислений будет уходить на его содержание? Зарубежный опыт Одна из успешных систем обязательного медицинского страхования - в Германии. В ее услуги входят диагностика, профилактика заболеваний, стационарное и амбулаторное лечение с правом выбора врача. Отчисления составляют 12 процентов от месячной заработной платы, из них шесть процентов вносит работодатель, остальные шесть - работник. С 2009 года для всех без исключения граждан Германии ввели обязательное страхование, которому подлежат рабочие и служащие, чей доход не превышает 3750 евро в месяц, также члены их семей, пенсионеры, студенты и безработные. Граждане с большим доходом должны купить частную страховку. Помимо обязательного взноса установлен ежеквартальный - за медицинское обслуживание в размере 10 евро. Страховые компании получают деньги из специального фонда, причем на каждого застрахованного - фиксированную сумму (на хронически больного и инвалида выплачивается надбавка). Израильская система обязательного медицинского страхования, которая также признана самой успешной в мире, реализуется через четыре конкурирующие между собой медицинские страховые организации. Гражданам предоставлена возможность выбора медицинских организаций и самих фондов. При этом страховые компании не имеют права дискриминировать граждан в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья. Министерство здравоохранения устанавливает подушевую ставку страховой премии за каждого гражданина на основе его пола и возраста и оплачивает страховую премию в фонд в соответствии с зарегистрированным количеством граждан. Много проблем после введения обязательного медицинского страхования в начале 1990-х годов выявилось у нашего соседа - России. Первоначально подразумевалось, что деньги “пойдут” за пациентом, но это так и осталось на бумаге. Договор со страховой компанией у человека есть, а реальной возможности выбора лечебного учреждения или определенного пакета услуг по-прежнему нет. Медицинский полис превратился в пропуск к доктору (без него даже свое лечебное учреждение не будет оказывать помощь человеку). Еще одним недостатком действующей системы ОМС в России называют отсутствие единого стандарта медицинской помощи. Отсюда и суммы по оказанию бесплатной медицинской помощи в городах разные.
Астана |