|
Юлиана Жихорь Год уходящий оказался весьма сложным для Казахстана, да и всего мира в целом. По традиции, хочется надеяться, что наступающий год принесет улучшение ситуации. Чего же ждать казахстанцам в новом году? Какие перемены нам готовит 2016-й?
В декабре правительство страны утвердило антикризисную программу развития страны на ближайшие годы. Если коротко охарактеризовать суть нового плана действий, то выглядеть это будет так: “Тотальная экономия на всем, что не касается социалки”.
Резать будут все: слишком большие “хотелки”, не дающие быстрой отдачи (в виде поступающих в казну налогов) проекты, расходы на зрелища - это мы уже увидели в Шымкенте, где вместо новогоднего украшения города деньги раздали детям. Для этого власти намереваются пересмотреть систему бюджетного планирования в стране. Кстати, коренные изменения бюджетирования предполагают существенное сокращение расходов на “неотложные нужды”. Вводится так называемая сервисная модель: государство будет заказывать некоторые проекты (например, строительство каких-то зданий) бизнесу, а затем может отдать эти объекты этому же бизнесу в обслуживание. При этом расплачиваться за возведение этих зданий-объектов государство будет не разовым траншем из бюджета, а растягивая сумму на несколько лет. Это сократит единовременную нагрузку на расходную часть бюжета. А заодно и позволит развиться бизнесу. Которому и банки с большим удовольствием дадут кредиты на развитие под гарантию в виде долгосрочных контрактов с государством. Попутно в действие войдут новые правила государственных закупок. Все процедуры, начиная от планирования и заканчивая оплатой, будут проводиться в электронном виде посредством веб-портала. Это позволит осуществлять планирование на основе средних закупочных цен, сформированных на том же веб-портале (так называемый “Модуль цен”). На поддержку бизнеса направлен и проект “Единый балансодержатель”: обслуживание зданий, где размещаются госорганы, услуги автопарков, клининговые услуги - все это будет теперь закупаться у частного сектора. При этом закупать эти услуги будет не каждый орган в отдельности, а тот самый единый балансодержатель, которому и передадут “на баланс” все требуемые объекты. Сэкономленные таким образом деньги будут направляться в то, что “вытащит” экономику и создаст новые рабочие места. Собственно, все госпрограммы последнего времени (и ПИИР, и “Доступное жилье”, и “Нурлы жол”, и др.) направлены только на одно - обеспечение казахстанцев рабочими местами. Об этом неоднократно говорил и глава государства - главное, чтобы был источник дохода у людей. Именно поэтому правительство заверяет, что расходы на проекты этих программ сокращаться не будут. Точнее, самые успешные и крупные. Ну а чтобы стимулировать население на поддержку всех государственных идей и программ, власти не только не сокращают расходы на социальную сферу, но и увеличивают их. В новом году будут повышены заработные платы, стипендии и соцпособия. Кроме того, власти намерены провести реформу образования, введя бесплатное профессионально-техническое образование для всех желающих и повышая уровень медицинского обслуживания. В общем, максимально вкладывать в развитие человеческого капитала. Но вводимый в действие с нового года обновленный Трудовой кодекс, увы, больше рассчитан на поддержку работодателей, нежели работников. Работодатель самостоятельно или по инициативе представителей работников решает вопрос выбора формы, системы и размеров заработной платы. Но зато теперь ему будет проще вместо сокращения численности вводить режим неполного рабочего времени и временного перевода работников на другую работу. Вместе с тем работодатель получает право устанавливать испытательный срок любым категориям работников (даже уборщикам и грузчикам). Новое трудовое законодательство устанавливает квоту на прием на работу инвалидов (2-4 процента от общей численности работников) и обязует работодателей обеспечивать их специальными рабочими местами, оснащать их специальным оборудованием (с учетом ограничений и нарушений функций здоровья), предоставлять дополнительный отпуск (не менее 15 дней) и др. А еще казахстанцев ждут новые цены (по прогнозам, в феврале цены догонят обновленный курс доллара), новые изменения стоимости тенге, очередное повышение “финансовой грамотности” населения и массовое отслеживание нефтяных котировок на мировых рынках. И, возможно, ограничения по хождению иностранной валюты в стране. Например, по примеру России ограничения при обмене валюты. А также парламентские выборы, кои обещают провести раньше осени. И, судя по всему, увеличение количества партий в мажилисовских креслах. В общем, грядущий год грозит стать не менее интересным, но и не менее тяжелым, чем уходящий. Впрочем, если верить некоторым футурологам, вполне возможно, что он станет последним в череде “трудных лет”. И после него вновь начнется постепенный рост экономики и отечественного благосостояния. По крайней мере, очень хочется на это надеяться.
Астана |