Юлиана Жихорь С нового года вводят в действие обновленное законодательство по вопросам предпринимательства. Оно открывает шлюзы для потока рекламы на отечественных телеканалах. Точнее - закрывает их для иностранных. Казахстанские ТВ заявляют, что наши телеканалы ждут увеличения потока рекламных денег и улучшения качества контента в принципе
Несколько лет на территории нашей страны действовало правило: вся реклама, которая показывается в РК, должна быть местного производства. На такой шаг власти пошли после многочисленных выступлений парламентариев, углядевших в импортной рекламе нарушение казахстанского законодательства: где-то рекламировались сигареты, где-то - алкоголь, что категорически запрещено в РК (особенно этим грешили российские телеканалы). А потому ретрансляторы иностранных электронных СМИ подменяли иностранную рекламу на казахстанскую. Новые поправки в законодательство ввели полный запрет на показ рекламы операторам телерадиовещания при ретрансляции иностранных теле-, радиоканалов на территории Казахстана. То есть теперь рекламодателям остается лишь одна площадка для самопиара - казахстанские теле- и радиоканалы.
Директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Шолпан Жаксыбаева считает, что отечественные телеканалы практически получат всю рекламу как иностранных, так и казахстанских рекламодателей. А значит, появятся дополнительные деньги для создания собственной телевизионной продукции. Более качественной, нежели сейчас. “Возможно, - говорит она, - что в условиях увеличения потока рекламы и ограниченности рекламного времени отечественные телеканалы поднимут стоимость рекламы. Также возможно, что откроются новые телеканалы. По идее, для казахстанского телевидения может начаться новая эра. Это нормально и востребовано в нашем обществе, поскольку мы все-таки Казахстан, и быть под влиянием иностранных телеканалов не очень хорошо”. Аналогичной позиции придерживается и управляющий директор Dentsu Aegis Network Kazakhstan Виктор Елисеев: “Благодаря поправкам в законодательство в период падения рынка локальная медиаиндустрия перераспределит несколько миллионов долларов отечественных рекламодателей, которые ранее утекали в сторону иностранных телеканалов. Не уверен, что передел данных бюджетов позволит сохранить их на 100 процентов в сегменте казахстанского эфирного ТВ, но значимая доля, очевидно, осядет у местных телеканалов”. Однако далеко не все зрители согласны с “новой эрой”. Увеличение рекламных возможностей может не уберечь владельцев СМИ от соблазна заработать побольше денег: максимизировать количество рекламных блоков. Уже сейчас некоторые телеканалы смотреть без пачки успокоительного под рукой сложно - рекламные паузы затягиваются на пять минут и повторяются через те же пять минут. А потому нервы многих зрителей не выдерживают, и они переключаются на иностранные, но менее загруженные рекламой телеканалы. Благо их много - на все вкусы. А это значит, что многим рекламодателям просто не выгодно будет размещать рекламу на малосмотрибельных площадках. “Часть средств рекламодатели перенаправят в наружную рекламу и, возможно, интернет”, - считает директор PR-агентства “Инсайт Медиа” Юрий Дорохов. В любом случае, всю рекламу, которая сегодня размещается на иностранных каналах, отечественное телевидение просто не сможет “проглотить”. Во всей этой истории есть еще одна пострадавшая сторона - кабельные операторы. Сокращение потока рекламы вызовет естественную реакцию кабельщиков - повысить тарифы на свои услуги как для телеканалов, так и абонентскую плату для потребителей.
Астана |