Юлиана Жихорь Кажется, в обществе появились первые ласточки борьбы с “золотой молодежью”. Наверное, совсем искоренить это явление едва ли возможно (даже революции не сделали всех равными: все равно кто-то был “немножко равнее”, чем другие), но обозначилась тенденция возвращения к правилу “отец за сына в ответе”. Уже второй крупный казахстанский чиновник вынужден покинуть кресло из-за выходок отпрыска
В выходные казахстанские социальные сети взорвались новым экстремальным видео - по центральным улицам столицы разъезжал свадебный кортеж, перегораживая улицу для других участников движения. Часть машин кортежа вообще ехала задним ходом. Сотрудники дорожной полиции “ретивых водителей” нашли быстро, составив 21 протокол и наложив на нарушителей штраф около полумиллиона тенге с лишением четверых из них водительских прав. Но самое интересное, что вся эта кавалькада отмечала бракосочетание сына заместителя председателя комитета административной полиции МВД РК Бахытжана Балташева. Еще один “золотой ребенок”, видимо, рассчитывал, что “папа поможет, папа отмажет”. Но папа не помог. Более того, папа вынужден был написать прошение об отставке, став вторым за последнюю пару недель чиновником, который “пострадал” за поведение отпрыска. Чуть ранее должностью поплатился инспектор канцелярии премьер-министра РК Болат Туракельдиев, чей сын Куаныш “выразил недовольство” уровнем сервиса в мини-маркете одного из кинотеатров столицы. Тогда все соцсети в ужасе наблюдали, как молодой человек пинал молодую девушку-продавца. Как тогда заявлял адвокат Туракельдиева-младшего, Туракельдиев-старший подал в отставку, “осознавая общественное внимание к этому делу исходя из своих морально-этических соображений”.
Но кажется, что здесь играют роль не только мораль и этика. После весьма туманной истории с приговором по делу о ДТП с участием Максата Усенова (сына тогда еще главы департамента строительства АО “НК “Астана ЭКСПО-2017” Кажымурата Усенова, позднее арестованного за коррупцию) и скандала с обвинениями в изнасиловании сына главы Павлодарской области Каната Бозумбаева (впоследствии, правда, пострадавшая заявила, что претензий к сыну акима “не имеет”), рядовые граждане настроены весьма воинственно против подобных проявлений “избранности” у детей высокопоставленных чиновников. А это, соответственно, наносит весьма серьезный урон престижу государственной службы в целом. Учитывая, что в стране развернулась масштабная борьба с коррупцией, под гребенку которой попали весьма влиятельные персоны (вплоть до бывшего премьер-министра Серика Ахметова), закрывать глаза на реакцию казахстанцев на выходки отпрысков чиновников государство уже не намерено. Тем более что в ближайшее время в стране намечается целый цикл структурных реформ в системе управления. Вплоть до постепенного перехода от президентской к президентско-парламентской форме правления. (“Наверное, больше надо дать права парламенту и правительству. До сих пор у нас была президентская власть серьезная и сильная. По мере роста количества среднего класса, наверное, надо ослаблять (президентскую власть. - “НП”) и давать больше самостоятельно работать правительству и больше полномочий передавать парламенту”, - заявил Нурсултан Назарбаев на заседании Совета глав правительств СНГ в мае текущего года.) А заодно и переходить к построению открытого, “подотчетного населению” государства. Судя по всему, “подотчетность” решили начать с воспитания “золотых детей” и наказания их “уважаемых” родителей. Надо сказать, что в обществе все сильнее нарастает недовольство “избранностью”, а главное - попытками выпячивания этой “избранности”. Причем это уже не зависит от того, “золотой ребенок” отличается или местная поп-звезда. Когда, например, Дильназ Ахмадиеву не пустили в один из ночных клубов: не прошла дресс-код. “Официальная позиция бара в следующем: мы не делим гостей на звезд и не звезд. Когда гость по какой-либо причине не проходит дресс-код, мы вынуждены отказать во входе. Сегодня пропустим селебрити в спортивной одежде, завтра наш клиент в таком же виде спросит, почему ей можно, а мне нет? Поэтому правила для всех едины”, - говорится в комментарии администрации заведения в социальных сетях. Мнение казахстанцев на этот случай отличалось резкостью: одни предсказывали закрытие клуба за “ненадлежащее отношение к звезде”, другие пересказывали истории “звездной болезни” у избранных и говорили о правильности решения администратора клуба. Потому что правила и законы должны быть едиными для всех.
Астана |